Курьерская доставка и санитарный вопрос: в каких условиях собирают и везут вам продукты?
Новый рабочий класс, без которого не обойтись
Пандемия стала одной из главных причин взрывного роста спроса на доставку товаров. Мы уже привыкли, что за хлебом и молоком можно не идти в магазин, а заказать их в приложении, можно не тащить тяжёлые сумки из супермаркета, а подождать доставку на диване… Да и на романтический ужин не обязательно идти в ресторан — ресторанные блюда можно получить на дом за 40 минут.
Статистика этот рост подтверждает. По данным исследования компании по подбору персонала SuperJob от октября 2021 года, спрос на курьеров в России за год вырос в 5,5 раза, в Петербурге — в 4,8 раза. По данным РБК, в сфере курьерской доставки и перевозок в нашей стране работает сейчас 830 тыс. человек.
Эксперты компании SuperJob отмечают, что сфера доставки привлекает линейный персонал из других сфер: в курьеры идут со строек, из магазинов, общепита и так далее. Правда, и текучка персонала здесь знатная, отмечается в исследовании. По данным компании, в среднем пеший курьер в Петербурге зарабатывает 45 тыс. рублей. Максимум, на который может рассчитывать «железный курьер», не знающий сна и отдыха, — 75 тыс. рублей. Ставки для курьеров на личном автомобиле, конечно, выше.
Правда, обещанные деньги работникам сервисов доставки не всегда просто получить. Совсем недавно в Петербурге разгорелся скандал из-за того, что 133 курьера «Самоката» два месяца не получали зарплату — партнёр сервиса ИП «Янковский» задолжал работникам 4 млн рублей. Позже оказалось, что это был не единственный «хитрый» партнёр, решивший не платить работникам деньги. Сервис выплатил зарплату курьерам вместо партнёров и пообещал с такими неблагонадёжными ИП и ООО больше не работать, но случай этот, к сожалению, не единственный. В Wildberries, к примеру, сотрудникам, которые работают едва ли не круглосуточно, не доплачивают, по их словам, от 10 до 40 тыс. рублей.
Тем не менее, на время локдаунов и праздничных дней количество курьеров растёт: всё больше людей желает получить продукты и вкусную еду на дом, не отрываясь от просмотра сериала. Но так ли безопасно заказывать продукты с доставкой? Успевают ли курьеры следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в повседневной и, тем более, праздничной обстановке?
Начальник отдела надзора за продукцией в обороте Управления Роспотребнадзора по Петербургу Инна Соколовская во время пресс-конференции, состоявшейся в ТАСС, напомнила петербуржцам:
— Курьеры, которые доставляют еду на дом, обязательно должны соблюдать правила личной гигиены. Они должны быть в масках, использовать дезинфицирующие салфетки или кожные антисептики, быть в чистой форменной одежде, с чистыми продезинфицированными ёмкостями и с личной медицинской книжкой, оформленной в установленном порядке.
Все ли эти правила соблюдаются в курьерской среде? Как следят за чистотой и дисциплиной в плане гигиены сервисы доставки еды и продуктов? Мы решили узнать об этом из первых рук.
Как работают курьеры «Самоката»
Олег в 2021 году около трёх месяцев проработал курьером в сервисе доставки продуктов «Самокат». Вот что он рассказал нам о своём опыте:
— Я работал без санкнижки, её должны были сделать в течении одного-двух месяцев, но так и не сделали. Требовали маски и перчатки, но, по сути, на складе, где собирались заказы, это не работало. Только для вида при клиентах.
Отдельно мы спросили о том, как осуществлялась дезинфекция курьерских сумок. Возможно, у каждого курьера своя индивидуальная сумка, за которой он обязан следить? Или все сумки дезинфицируются как-то централизованно? Вот что ответил нам экс-курьер:
— Сумки пронумерованы, и каждый должен был ухаживать за своей сумкой, но это не работало. (Каждый) брал любую попавшуюся. Надо было протирать их тряпочкой, со средством или без, главное — чтобы выглядела, как будто чистая.
Правда, Олег опроверг «страшные истории из интернета» о том, что сумки курьеров валяются у них дома: он отметил, что в этом сервисе сумки всё же оставались на складе.
Ещё один экс-курьер «Самоката», Андрей, столкнулся с аналогичными расслабленными требованиями к наличию санитарной книжки:
— Санкнижки просят, дают время сделать, на этот момент ты уже работаешь. Через пару недель начинают напоминать.
В остальном, впрочем, проблем с санитарией наш собеседник, по его мнению, не выявил:
— Маски и бесконтактную доставку просят у клиента осуществлять. На складе свободно. Но там же всё в упаковках хранится, всё кладут в пакет и в пластиковый бокс без крышки. Бокс ставишь себе в сумку и просто перевозишь. Вполне гигиенично. Если только курьер не попадётся такой, что сопли в пакет начнёт заворачивать. Вообще там же всё в беготне. Сумки не стоят ни минуты, какие там требования. Чистить не требовали. Сумки в «Самокате» хранятся на складе, их домой не дают.
Правила «Яндекс.Лавки» и способы их нарушать
Студент одного из петербургских вузов Герман летом и осенью несколько месяцев проработал в доставке от «Яндекса». Вот что он рассказал:
— Работал я в «Яндекс.Лавке» и в «Яндекс.Еде». Во втором случае за мной особенно никто не следил, и я соблюдал исключительно требования ресторанов. «Лавка» же привязана к «Лавке» (логично) и изначально я начал работать там. Всё лето я работал без медкнижки, сделал я её ближе к осени, для перевода в «Еду». Её отсутствие никого особенно не волновало.
Итак, с медкнижками у нас проблемы. А как же маски? Неужели здесь всё так же халатно, как в «Самокате»?
— Маску просили надевать прямо на нос, из-за камер мог прилететь штраф работникам склада, — вспоминает Герман.
К курьерам в этом плане относятся попроще:
— Требование было, но за ним жёстко не следили. Во всяком случае, я таких требований не замечал.
А как следят в «Яндексе» за рабочими сумками курьеров?
— Внешний вид сумки, вроде, никого особенно не волновал, каких-то особенных происшествий на эту тему я не замечал. По правилам, в основном отделении сумки нельзя перевозить ничего своего, для этого есть боковые карманы. Но я пару раз закидывал куртку на дно сумки, никто ничего не сказал. Сумку внутри тоже нужно было чистить, но не помню, чтобы за этим следили. Антисептик был, сам я сумку поливал. Курьеры часто добровольно сами промывали, кто-то чаще, кто-то реже. В теории, её нужно было поливать слегка после каждого заказа. Но, опять же, никто с автоматом над тобой не стоял. Хотя «Лавок» много, везде разный персонал.
По словам экс-курьера «Яндекса», в этом сервисе сумки всегда находятся у самого курьера — как в «Лавке», так и в «Еде», на складе их никто не держит. Хорошо это или плохо? Очевидно, во многом это вопрос личного отношения курьера к вопросам чистоты и дезинфекции. Так что хороших вам праздников и чистоплотных курьеров!