Эпидемия модных девайсов: петербургские общественники объявили войну вейпшопам

8 сент, 23:09
Олеся Курдюкова
Активисты посетили уже более полусотни точек за последний месяц и выявили около десяти магазинов, продавцы которых продавали одноразовые электронные сигареты подросткам.
Фото: 78.ru

Пресечь продажу вейпов подросткам в Петербурге — такую цель поставили перед собой активисты движения «Антидилер». На днях они получили тревожный сигнал и нагрянули в табачное место вместе с полицией. Как выяснилось, не зря: поймали с поличным на факте продажи табачной продукции, а именно вейпа, несовершеннолетнему.

Фото: 78.ru

Такие рейды проводятся как минимум дважды в неделю. Их результаты лишний раз подтверждают необходимость подобных мероприятий: некоторые продавцы ради выручки не гнушаются нарушать закон и продавать электронные сигареты несовершеннолетним.

— К огромному сожалению, попадаются часто. Мы никого не провоцируем. Но если есть информация, мы обязательно вызываем сотрудников. К огромному сожалению, это достаточно часто происходит, — говорит глава «Антидилеров» в Петербурге и Ленобласти Антон Миссуловин.

В среде подростков особенным спросом пользуются одноразовые «электронки». Сотни групп в социальных сетях и миллионы запросов в поисковиках тому подтверждение. Увеличивает популярность и лёгкая доступность никотиновых девайсов в онлайн-ретейлерах. Как показывает практика, получить по почте или в пункте заказа такую игрушку не составляет труда. В отзывах прямо написано: если есть паспорт — проблем нет, на посылке ничего не написано. Если нет, тогда «как повезёт». С «Алиэкспресса» некоторым везло, и в 13-14 лет заказывали их с успехом три-четыре раза.

Специалисты говорят чуть ли не об эпидемии модных девайсов среди школьников. В одноразовых сигаретах содержится так называемый солевой никотин, который вызывает привыкание у подростков. Но на повышенный спрос «электронок» работает не только зависимость, но и относительная дешевизна девайса, а также дизайн «табачного ноу-хау».

— Во-первых, они выглядят очень привлекательно для детей. Они яркие, цветастые, иногда с рисунками из мультиков. Второй плюс для детей. Вкусы ориентированы именно на детскую аудиторию, — отмечает Светлана Тютюнникова, эксперт компании «Власта Консалтинг».

Сахарная вата, сладкая жвачка, приторные фрукты — вот базовая линейка вкусов, которую периодически рекламируют блогеры. Инфлюенсеры продвигают одноразовые электронки вне зависимости от количества подписчиков. Осознанно или нет — это уже другой вопрос.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Рынок одноразовых электронных сигарет толком не регулируется государством. Нет правовых актов, нет стандартов, нет никакой налоговой нагрузки в отношении продажи никотиновых девайсов. То есть полная свобода, ограниченная лишь фантазией производителя, которая может привести к самым неожиданным последствиям для потребителя.

— Мы видим превышение кратное содержания никонита в одном миллилитре жидкости. И что самое главное — нет контроля качества данной продукции, — говорит руководитель рабочей группы по государственному регулированию табачной отрасли Сергей Катасонов.

Федеральные власти в ближайшее время собираются исправить многие правовые коллизии. Только общественность опасается, что всё закончится тотальными запретами, что не решит проблему.

— Давайте создавать условия для того, чтобы они курили легальный табак, а это значит бороться со всем контрафактом, со всей нелегальной продукцией. И второе — регулировать появление этого табака на рынке, — предлагает исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов.

Это значит, необходимо создать прозрачный механизм, который позволил бы отслеживать производство и транспортировку одноразовых «электронок». А также грамотно пресекать продажу никотиновых девайсов несовершеннолетним.


Другое по теме