Замена игроков: Петербург прощается с «Метростроем», но не с новыми станциями подземки?
— Максим Юрьевич, в какой стадии сейчас находится процесс банкротства «Метростроя» и что будет с компанией дальше?
— Компания «Метрострой», в которой город до недавнего времени не имел контрольного пакета акций по разным объективным причинам, до сих пор находится в состоянии процедуры наблюдения. Она предусмотрена как первый этап конкурсного производства. То есть, говоря простым языком, процедуры банкротства. И в таком состоянии «Метрострой» находится с зимы прошлого года, когда судом был назначен временный управляющий. И, соответственно, все действия руководство компании должно согласовывать со своими кредиторами и временным управляющим в рамках этого процесса. Суду предстоит теперь определиться с дальнейшей судьбой организации. Заседание, на котором может быть принято решение об очередной стадии процедуры наблюдения и конкурсного производства, назначено на 31 августа. Мы в Смольном прекрасно знаем и контролируем ситуацию. Именно поэтому был предпринят ряд шагов ещё более года назад, уложенных в так называемую дорожную карту, подписанную губернатором нашего города Александром Бегловым. Она определяет порядок действий всех сторон, в том числе органов исполнительной власти, по решению этого вопроса. Здесь надо отдать должное нашему стратегическому партнёру, банку ВТБ, который подставил в хорошем смысле финансовое плечо команде правительства города и выказал желание и готовность участвовать в процессе развития метростроения Петербурга. Это важно, так как после этого было соответствующее обращение губернатора и председателя правления банка ВТБ Андрея Костина в адрес президента РФ Владимира Путина. После чего глава государства поручил правительству проработать вопрос о принятии решения по дальнейшему заказу метростроения в Петербурге по единственному исполнителю. То есть, у дочерней структуры, образованной банком ВТБ и правительством города, «Метрострой Северной столицы». Именно в эту организацию в соответствии с дорожной картой должны перейти в спокойном режиме сотрудники, которые сегодня работают в «Метрострое», в случае объявления его банкротом, все производственные площадки, активы, оборудование. И, таким образом, наша задача — это сделать процесс перехода метростроения из старой оболочки «Метростроя» в новую «Метростроя Северной столицы» наиболее безболезненным, насколько это возможно. И сейчас мы находимся на определённой ступени этой дорожной карты и готовимся к тому, что до конца лета, до 31 августа, может быть принято решение о переходе «Метростроя» в стадию банкротства. Тогда и заработает механизм по переходу и сотрудников, и активов непосредственно к «Метрострою Северной столицы», и на него будут переключены все дальнейшие контракты по метростроению в нашем городе.
— Что дальше будет с «Метростроем» как с организацией?
— «Метрострой», если будет признан банкротом, в соответствии с законом подлежит ликвидации, его имущество распродаётся. Его судьба будет в руках у кредиторов. И сегодня мы совместно с ВТБ уже предприняли ряд шагов, чтобы быть на первой руке в этом процессе. Мы выкупили у ряда банков решающие активы в виде кредитных линий, которые в своё время были переданы «Метрострою». И, таким образом, в рамках действующего законодательства от имени лица кредиторов планируем управлять этим процессом. Здесь надо отдать должное и самому «Метрострою», и его коллективу, потому что за эти полтора года с момента введения конкурсного наблюдения ситуация там серьёзно стабилизировалась. Это связано с тем, что компания смогла расплатиться по долгам почти за 1,5 года по заработной плате с сотрудниками. И сегодня больше года нет задержек по выплатам работникам. Это важно для стабилизации ситуации в коллективе и соответствующему доверию высококвалифицированных кадров к той управленческой команде, которая ведёт метростроение.
— Как коллектив «Метростроя» относится к происходящему?
— С сотрудниками я неоднократно встречался. Настроение у всех рабочее. Коллектив знакомится с теми трудовыми контрактами, которые будут заключены в случае объявления «Метростроя» банкротом. Абсолютно всем работающим сотрудникам предоставят возможность перейти в новую компанию. Их всех готовы принимать, а дальше у каждого человека всегда есть выбор, где и в какой организации работать. Ещё раз подчеркну: самое главное, что «Метрострой Северной столицы» готов к заключению трудовых отношений с каждым из сотрудников в старом «Метрострое». Помимо этого, «Метрострой» вышел на стабильные результаты своей производственной деятельности. Освоение в год составило около 1 млрд рублей, состоялось закрытие производственных планов. Это значит, что есть возможность и выплачивать зарплату, и закупать материалы для того, чтобы потихоньку рассчитываться с долгами. За этот период мы рассчитались с некоторыми нашими кредиторами, что также показывает, по крайне мере, если не эффективность, то способность команды «Метростроя» и его трудового коллектива справляться с поставленными задачами.
— Считается, что у Смольного возник конфликт с бывшим генеральным директором «Метростроя» Иваном Каргиным и его пытались сместить с должности. Так ли это?
— Иван Каргин и был отстранен от исполнения своих обязанностей временно, поскольку в своё время не получил допуска к государственной тайне, что является необходимым для выполнения работ по метростроению. Это совершенно очевидно. С одной стороны, это формальный повод. С другой стороны, надо отметить, что когда имеется такой большой объём задолженности в целом, по мнению многочисленных, в том числе международных аудиторских компаний, дырка, что называется, в финансовой модели метростроя доходит до 20 млрд рублей, то, конечно же, появляются различные элементы, которым выгодно такое нахождение в состоянии турбулентности, когда можно половить рыбку в мутной воде. В связи с этим и с учётом того, что, в любом случае, меньше чем через месяц по решению суда генеральный директор будет отстранён от занимаемой должности, и его место займёт управляющий процессом банкротства, было решено сделать такой упреждающий шаг. И на прошлой неделе уже бывший генеральный директор Иван Каргин написал заявление об увольнении по собственному желанию. В итоге исполняющим обязанности генерального директора компании Алексеем Старковым был подписан соответствующий приказ.
— Вы упомянули сумму в 20 млрд рублей. Как образовался такой «разрыв»?
— В этом придётся разбираться в рамках многочисленных судебных процессов, в том числе, являются ли эти обязательства мнимыми или даже надутыми. В дальнейшем профессиональная команда, которая будет привлечена, в том числе, банком ВТБ, будет разбираться также со всеми активами «Метростроя». И то, что полезно для дальнейшего развития метростроения, предстоит, конечно же, откладывать в копилку и идти вперёд. А то, что не подтверждено какими-то документами, кредитными договорами или обязательствами «Метростроя», эти пассивы будут рассматриваться в судебном порядке вместе с другими кредиторами, претендующими на расчёты по своим обязательствам.