«Токсичные отношения»: жители ЛО не приняли концепцию обезвреживания «Красного Бора»
На днях состоялись общественные слушания по проекту ликвидации токсичных отходов на полигоне «Красный Бор». Какие работы необходимо провести в первую очередь? Сначала построить новые очистные сооружения или начать с защитных барьеров? Об этом спорили местные жители и представители подрядных организаций.
— У меня здесь дети живут, поэтому этот вопрос меня волнует, — отмечает житель посёлка Ульяновка Тосненского района Ленобласти Дмитрий Ткаченко.
Жители Тосненского района 47-го региона выражают беспокойство из-за тесного соседства с полигоном «Красный Бор». Для них это не просто хранилище токсичных отходов, а бомба замедленного действия. Специалисты говорят: чтобы избежать экологической катастрофы, требуются срочные меры. Их предусмотрели уже на первом этапе проекта утилизации опасных веществ и вынесли на обсуждение.
— Первый этап проектирования — это создание как раз-таки противофильтрационной эшелонированной защиты. Соответственно, из железобетонной стены, из глинистых композитных материалов, из инертных материалов, — рассказывает руководитель проекта управления ликвидации накопленного экологического вреда ФГУП «Федеральный экологический оператор» Александр Толмачёв.
Противофильтрационную завесу шириной более 5 метров планируют начать строить в конце этого года. Защитная стена протяжённостью три с половиной километра будет уходить в грунт на расстояние от пяти до десяти метров вокруг всего полигона. Её возведут специально для того, чтобы исключить попадание токсичных веществ в окружающую среду.
По некоторым оценкам, на полигоне захоронено до двух миллионов тонн опасных отходов. Местные жители не уверены, что глубины защитного сооружения будет достаточной при таких объёмах вредной химии. Однако специалисты уверяют, что провели масштабные инженерные исследования, и их результаты учтены в проекте.
— Токсичные отходы могут безопасно располагаться в захоронённых картах при условии их ограждении противофильтрационной завесой и укрытия горизонтальным экраном, — убеждён заведующий лабораторией института геоэкологии РАН Антон Никуленков.
Ещё один вопрос, который тревожит общественников, — очерëдность этапов проекта. По их мнению, прежде всего требуются новые очистные сооружения и уже потом противофильтрационая завеса.
— Нарушена этапность проведения работ, и именно поэтому в случае реализации проекта в представленном виде возникнут высокие экологические риски. Строительство противофильтрационной завесы на первом этапе не только не решит задачу выноса загрязняющих веществ грунтовыми водами, а будет только хуже, — считает жительница посёлка Красный Бор Виктория Маркова.
Руководство полигона объясняет, что противоречий в проекте нет. С устройством защитной стены параллельно будут строить и очистные сооружения.
— Строительство противофильтрационной завесы — необходимое мероприятие, но в соответствии также с концепцией нельзя её замыкать полностью до окончания строительства очистных сооружений. Все эти этапы, все возможные риски предусмотрены проектом, — заверил директор ФГКУ «Дирекция по ликвидации полигона «Красный Бор» Алексей Трутнев.
Полигон был законсервирован в 2014 году. Работы по его обезвреживанию рассчитаны до конца 2024 и должны завершиться рекультивацией территории. Её детали, как и всего второго этапа, общественникам расскажут уже через месяц на очередных публичных слушаниях.