Безопасная тропа: сапёры разминировали территорию вокруг дота на линии Маннергейма
Никто не пострадал и ничто не взорвалось при разминировании участка линии Маннергейма на Карельском перешейке. На этой территории пройдёт туристическая трасса с заходом в реальные объекты времён войны — доты, другие фортификационные сооружения. Всё это должно быть безопасно. И туда, где ещё может звучать эхо войны, отправились сапёры Международного противоминного центра Вооружённых сил России и представители Русского географического общества. Работа была сложной, потому что эхо войны звучит там довольно громко, передаёт корреспондент 78.ru.
«Артиллерийский боеприпас 76 мм. Вторая категория опасности», — на языке сапёров это означает, что найденный снаряд или его часть не взрывоопасны и можно двигаться дальше. С металлоискателями наперевес бойцы отряда разминирования метр за метром исследуют лесную тропу, которая ведёт к одному из памятных мест советско-финской войны — доту № 2. Он входил в комплекс оборонительных сооружений линии Маннергейма. Его окрестности военные инженеры обследуют уже неделю. Трудность сапёрам создают железо и бетон, из которых возведены долговременные огневые точки.
— Многие из них разрушены. Соответственно, железо, бетон — всё это… разлетается на большие расстояния. Соответственно, при подходе непосредственно к объекту это создаёт трудности, потому что средства поиска работают на металл. Его очень много в земле. Находим непосредственно осколки, стреляные гильзы, элементы брони, — объясняет командир группы инженерной разведки и разминирования Александр Бескулубенко.
Помимо оборудования каждый сапёр получает нагрузку в виде защитной амуниции. Независимо от времени года, климатических условий и особенностей местной флоры. Впрочем, сапёрам Международного противоминного центра к такому не привыкать.
— Ландшафты тоже были почти везде одинаковые. Только, вот, в Лаосе джунгли. Это первая командировка у нас была. Такие же заросли, также приходилось всё расчищать. И также приходилось ходить с приборами. Только разница в жаре. Сейчас хотя тоже и июнь, тоже жарко, но более-менее терпимо, — говорит сапёр отряда разминирования Егор Борзенков.
К тому же в особо знойные часы есть возможность охладиться в стенах одного из немых свидетелей Зимней войны.
Одна из особенностей этого дота — хорошая сохранность. Обычно сооружения линии Маннергейма разрушались до основания, а здесь даже можно попасть в подземную галерею, в которой жили оборонявшие рубеж финны. Интересная деталь: и зимой и летом здесь поддерживается одинаковая температура: +5 градусов.
Год назад здесь же под завалами обнаружили останки финского солдата, его личность сейчас устанавливают историки. Дата смерти определена — первые числа февраля 1940 года. Тогда дот был подорван во время штурма. Семь бойцов Красной Армии получили за эту операцию звания Героев Советского Союза.
Как рассказывает директор музея, организованном во взорванном доте, он был примерно по пояс завален рухнувшей крошкой. Для подрыва понадобилось полторы тонны взрывчатки. Удивительно, но сооружение сохранило форму, помещения внутри находятся почти в идеальном состоянии. Это привлекает туристов, а также охотников за артефактами. Они и стали причиной, по которой представителям музея пришлось просить помощи у сапёров Минобороны.
— Линия Маннергейма — это очень популярное место у самых разных копателей, — делится директор военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев. — За двадцать лет я тут на столько снарядов насмотрелся на тропе, именно притащенных всякими чёрными копателями. И конечно, это опасность, которая никому тут не нужна.
В планах музейщиков — мемориальная зона, которая будет безопасной для посещения в любое время года. Причём как для наших, так и для иностранных туристов. Для этого подходы и подъезды к дотам линии Маннергейма планируют оборудовать парковками, деревянными мостами и информационными стендами на трёх языках — русском, финском и английском. Первые три километра благоустроенных туристических троп к фортификационным сооружениям должны появиться уже в октябре.
Ранее 78.ru писал о том, что повреждённые строительной техникой воинские захоронения в посёлке им. Тельмана в Ленобласти могут получить официальный статус.