Хард-дискаунтеры и дарк-сторы: как меняются продуктовые сети для петербуржцев?

15 июн, 11:06
Светлана Коваленко
Падение доходов россиян вынуждает ритейлеров запускать сети под новыми брендами, где товары реализуются по ценам на 15— 20% ниже рынка, но с крайне ограниченным ассортиментом и товарами под собственной торговой маркой.
Фото: Jochen Tack/globallookpress.com

В первую волну пандемии продуктовые сети озолотились на продажах on-line и off-line. Выручка выросла на 30 — 40%, многие семьи закупались на три - четыре месяца вперёд. Пандемия только усилила тренд, когда ритейлеры начали отказываться от гипермаркетов в пользу точек «у дома» меньшей площади. Кроме того, многие участники рынка запустили нишевые сети дискаунтеров, вплоть до так называемых «хард» объектов, где плюсы от низких цен существуют наравне с крайне ограниченным ассортиментом и товарами на грани истечения срока годности. Лидеры отрасли активно осваивают и формат дарк-сторов, то есть магазинов без покупателей, где товар собирают сотрудники магазина и выдают его на руки, а заказ осуществляется дистанционно. На форуме «Потребительский рынок после пандемии: что не убивает, делает нас сильнее» в рамках ПМЭФ 2021 ритейлеры и эксперты обсудили, какие уроки вынесли сети из новых реалий жизни и как рынок будет развиваться дальше, в том числе, в Петербурге.

Зёленый свет дискаунтерам?

По словам вице-президента, руководителя управления развития сервисов экосистемы АО «Тинькофф Банк» Анны Михиной, пандемия обучила россиян покупкам продуктов on-line. Теперь от дистанционных заказов есть «некоторая усталость», но люди также приобрели навык сравнивать цены в Интернете и приложениях, активно этим занимаются и идут туда, где дешевле. На это ритейлеры отреагировали тем, что начали запускать новые сети под нишевыми брендами, от которых иногда пытаются «отстранить» основной бизнес. Особенно, если речь идёт о так называемых хард-дискаунтерах, где имеются низкие цены, а качество товаров во многих случаях вызывает вопросы.

Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com

Среди магазинов такого формата выделяется сеть «Светофор», которая активно развивается в регионах и уже пришла в Ленобласть и Петербург. Ритейлер сознательно позиционирует себя как «магазин низких цен». Так, в городе у неё две точки.

Как отмечает Генеральный директор INFOLine Иван Федяков, в прошлом году «Светофор» занял второе место после X5 Retail Group («Карусель», «Перекрёсток», «Пятерочка») по обороту товаров, обогнав, в том числе, краснодарский «Магнит», недавно усиливший экспансию на петербургский рынок. 78.ru об этом подробно рассказывал.

Дальше, по мнению эксперта, присутствие «Светофора» в городе будет только усиливаться.

— Дело в том, что петербургский покупатель всегда рационально подходил к покупкам. Пандемия и падение доходов, которые и так в среднем у горожан были ниже, чем в Москве, Подмосковье или Екатеринбурге, например, эту тенденцию только усилили. Так что дискаутеры в городе крайне востребованы и, естественно, их присутствие будет расти, если экономическая обстановка не изменится к лучшему, — пояснил Иван Федяков.

В представлении многих, даже самих участников рынка, жёсткие дискаунтеры связаны с сомнительным качеством товара, грязными залами и продуктами с предельными сроками годности. Иван Федяков настаивает: это никак не связано с таким форматом, всё зависит от руководства конкретной точки.

Фото: Jens Kalaene globallookpress.com
Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com
— Дискаунтеры уже давно пользуются популярностью в Европе и даже победили конкурентов с более высокой ценовой политикой. Это общемировой тренд, — пояснил эксперт.

Кто ещё готовится выйти?

В январе этого года сеть «Лента» запустила сначала в Новосибирске и Барнауле пилот ультра дешёвых магазинов «365+». Пока проект тестируется, но вполне возможно, что бренд придёт и в Петербург. По словам Ивана Федякова, «дистанцию» от основной сети ритейлеры держат, чтобы не ронять её поток покупателей, где цены выше.

Чуть раньше в конце октября 2020 года X5 Retail Group запустила сеть «жёстких» (или хард) дискаутеров «Чижик». Два пилотных объекта открыли в Москве, в этом году планируется открытие ещё 50. Также ранее пресс-служба компании сообщала, что если бренд окажется востребованным, то он будет экспортирован и в другие регионы.

Как объяснил главный исполнительный директор, председатель, член правления X5 Retail Group N.V. Игорь Шехтерман, речь идёт о точках площадью 250 «квадратов», ассортиментом в 800 наименований продуктов, где 60% товаров изготавливается под собственной маркой.

— Цены там ниже средних на 15 — 20%, это привлекает покупателей. Пока что результатами пилота мы довольны, — сказал он, впрочем, не ответив на вопрос, планируется ли запуск «Чижика» в Петербурге.
Фото: пресс-служба X5 Retail Group
Фото: пресс-служба X5 Retail Group

По мнению Ивана Федякова, приход этого бренда X5 Retail Group в Петербург маловероятен. Так, ритейлер уже в зоне особого внимания антимонопольщиков, так как занимает по ряду позиций свыше 25% рынка в городе. Это «отсекающая» планка, после чего торговую сеть могут признать монополистом.

— Открыть «Чижика» ритейлер может только на местах «Пятёрочки». Но она востребована в городе, и вряд ли руководство сети пойдёт на такое решение, — считает аналитик.

По его словам, продолжится и экспансия в город сети «Семишагофф».

Гибридные покупки

Член совета директоров «ВкусВилла» Юрий Алашеев отмечает, что 80% тех, кто покупал продукты on-line в первую и вторую волны пандемии, продолжают это делать до сих пор, так как убедились в удобности такого способа.

Полностью привержены исключительно интернет-заказам треть покупателей, две трети приобретают товары в гибридной форме: и on-line, и off-line. Сейчас сеть делает ставку именно на Интернет, а не запуск новых магазинов.

Председатель совета директоров ПАО «Детский мир» (продаёт детское питание) Мария Гордон также отмечает, что на заказы в Интернете приходится существенная доля: до 25% покупок. Наравне с запуском 1000 магазинов по всей стране в этом году сеть намерена открыть до 800 пунктов выдачи товаров. Впрочем, сколько их будет именно в Петербурге, пока неизвестно.

Фото: Vit Cerny globallookpress.com
Фото: Vit Cerny/globallookpress.com
— Своей задачей мы ставим формировать до 80% заказов в тот же день, когда они были сделаны. Например, у Ozon этот показатель составляет сейчас 40%. Тот, кто успеет за покупателем, предложит подходящую для покупателя цену и оправдает его ожидания, тот и выйдет победителем из этой гонки в Интернете, — уверена Мария Гордон.

Как директор бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам «Яндекса» Даниил Шулейко, бурно развивающаяся торговля в Интернете приводит и к изменениям в самом бизнесе. Так, многие компании организовывают специальные помещения, где курьеры могут передохнуть, пока заказ собирается.

Кроме того, меняется и технология и рецептура многих готовых блюд, здесь берется в расчёт, что их придётся доставлять в среднем по 30 — 50 минут.

Пункты выдачи или дарк-сторы?

Как рассказал Игорь Шехтерман, пару месяцев назад X5 Retail Group купила площадку формата дарк-китчен под дарк-стор. Это направление для компании будет одним из приоритетов в ближайшем будущем. Ставку на данное направление развития делают и в «Детском мире».

По словам Ивана Федякова, логика ритейлеров вполне объяснима. Аренда объектов на первой линии обходится достаточно дорого, на второй линии речь идёт о ценах на порядок ниже.

Фото: Monika Skolimowska globallookpress.com
Фото: Monika Skolimowska/globallookpress.com
— На организации классической службы доставки непосредственно в магазине ритейлеры теряют по 200 — 400 рублей с каждой покупки из-за затрат на курьеров, чьи зарплаты в пандемию и спрос на них баснословно выросли, — констатирует аналитик.

В отношении цен прогнозы участников рынка пессимистичны: дешеветь летом будут лишь сезонные фрукты и овощи, яйца. Напомним, весной на последние расценки резко рванули вверх.

Другое по теме