Пьянство, торговля аккаунтами, «не моё – не жалко». Чем страдает петербургский каршеринг

27 мая 17:05
Олеся Курдюкова
В СМИ ежедневно появляются сообщения об авариях с участием каршеринга. Каковая же реальная статистика по ДТП с участием арендованных машин и в чём причина высокой аварийности – в незнании ПДД – или, может, во владельцах бизнеса?
Фото: vk.com/dorinspb

«Мне не жалко, еду как хочу»

За четыре месяца в Петербурге произошло 1178 ДТП с участием каршеринговых автомобилей, из них по вине водителей таких авто — 556. В 23 случаях это были аварии с пострадавшими, без увечий — 1155. Такие данные озвучил во время пресс-конференции в «Интерфаксе» старший инспектор по особым поручениям отдела ДПС УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Павел Кузнецов на этой неделе. Почему происходит так, что половина всех ДТП с каршерингом произошла по вине каршеринга? Есть несколько вариантов.

В первую очередь это связано с низкой культурой вождения водителей, которые берут машины в прокат, считает Кузнецов.

— «Это не моё транспортное средство, мне его не жалко, еду как хочу» — не задумываясь о том, что надо его ремонтировать, тратить деньги на бензин, ухаживать. Из-за невнимательности это происходит, низкий стаж вождения у таких лиц, — отметил представитель УГИБДД.

Но есть и ещё одна насущная проблема: часто такие водители используют чужие аккаунты.

— Чужой аккаунт стоит 2-3 тыс. рублей, его можно купить в любом мессенджере, то есть тебе не надо нигде регистрироваться. Проблема известная, МВД с ней борется, но, к сожалению, на закрытый Telegram-канал открывается десять новых. Человек, приобретающий поддельный аккаунт, делает всё, что хочет — он не привязан к этому аккаунту никак, он управляет этим автомобилем, его не заботит ни нарушение ПДД, ни штрафы, — говорит Кузнецов.
Фото: vk.com/dorinspb

Ещё одна важная проблема, которая не исчезает из повестки, пожалуй, с момента появления на свет первого автомобиля, это пьянство за рулём.

За четыре месяца в Петербурге и Ленобласти против водителей каршеринга возбудили 678 дел, из них 248 касались административного правонарушения по статье 12.8. Это очень большой процент. И ещё поймали 109 тех, кто отказался проходить освидетельствование, что фактически является признанием факта опьянения.

Вопросы к собственникам каршериновых фирм

Также, исходя из статистики, возбудили 19 дел по статье о повторном вождении в состоянии опьянения. В 55 случаях водители использовали чужой аккаунт.

— С этим возникает проблема — с выявлением лиц, которые используют чужой аккаунт, — добавил Павел Кузнецов. — В основном мы можем установить таких водителей при совершении ДТП. Потому что, к сожалению, этот аккаунт у него в мобильном телефоне, а в ПДД не предусмотрено, что сотрудник полиции может открыть телефон чужой и посмотреть, его ли это аккаунт или не его. В ПДД чётко прописано, какие документы должны быть у водителя: страховой полис, свидетельство о регистрации, водительское удостоверение, и проверить, этот ли человек управляет автомобилем, что в аккаунте или нет, мы, к сожалению, не можем.

Поэтому у правоохранителей есть вопросы к собственникам каршеринговых фирм. К сожалению, они не хотят писать в таких случаях заявления об угоне, хотя фактически это угон.

Фото: vk.com dorinspb
Фото: vk.com/dorinspb
— Если человек садится за автомобиль, не имея на то правовых оснований, это угон, хищение без цели угона. Они не хотят писать заявления, так как у них чётко прописано в договоре так, что проще взыскать деньги с водителя, который управлял каршеринговым автомобилем, чем писать заявление об угоне. Отсюда и возникает основная проблема, — заявил представитель Госавтоинспекции.

Также большая проблема связана с неправильной парковкой — это проблема всего каршеринга. К примеру, есть зоны, где можно парковаться, но это запрещено знаком. Приложение предупреждает, чем это может грозить, но автомобиль всё равно оставляют, потому что каршеринг пользуется популярностью — его быстро заберут. А вот если не заберут, тогда, помимо штрафа ГИБДД, водителю придётся заплатить штраф ещё и от каршеринговой организации.

Порой водители, пользующиеся каршерингом — по разным причинам — под чужим аккаунтом, бросают место ДТП. Срабатывает ложное чувство личной безопасности, говорят в полиции — такие люди думают, что их не найдут. Но это не так.

Фото: vk.com dorinspb
Фото: vk.com/dorinspb
— К счастью, таких случаев, когда не находят, их очень и очень мало — при проведении мероприятий их находят, — заявил Кузнецов.

4 января, в частности, произошло резонансное ДТП, когда в 5:20 утра на пересечении Боровой и Разъезжей 18-летний паренёк въехал в стену дома на машине «Яндекс. Драйва» — тогда один человек погиб и три пострадали.

— Яковлев не имел права управления, находился в состоянии опьянения, с места ДТП скрылся. Вот тоже они думали, что не найдут, но он был найден и задержан, — заключил Кузнецов.

«Надо правосознание, а не штрафы поднимать»

В ГИБДД слышали про инициативу с алкозамками — ей зимой исполнилось два года. Два года идее петербургских депутатов, так и не нашедшей воплощения. Тем не менее, правоохранители считают, что это могло бы сработать. Только вот это чувство не взаимно.

— Я смотрю на это положительно, но… это же бизнес. И весь каршеринг построен на том, что это инструмент зарабатывания. Видите, представители каршеринга же не пришли сюда [на пресс-конференцию], чтобы обсуждать эти вопросы. Они бизнесмены, они зарабатывают на этом деньги, и лишние вложения, я так понимаю, им неинтересны. Им интересно, чтобы машина постоянно работала и приносила деньги, — разобрался в вопросе старший инспектор УГИБДД по Петербургу и Ленобласти.
Фото: vk.com dorinspb
Фото: vk.com/dorinspb

Ещё один вариант уменьшить негативный фон — ужесточить требования к водителям. В «Яндекс. Драйве», к примеру, зарегистрироваться можно, имея водительский стаж два года, как и в YouDrive, и в BelkaCar. А вот «Делимобиль», удачно присевший в столице на деньги налогоплательщиков и за счёт этого неплохо раскрутившийся — этому каршерингу мэрия даже разрешила бесплатно везде парковаться — достаточно опыта вождения в один год.

И вот человек, к примеру, получил права, они у него лежали год или два, на папиной-маминой машине, может, ездил, где его за каждую царапину ругали, а потом он зарегистрировался в аккаунте — и понеслась.

— Машина не его, ему её не жалко, он нажал на газ — и сколько она едет, столько и едет. А навыков вождения у человека нет. Вот из-за этого и происходят ДТП. В основном — да, попадают в аварии те, у кого маленький стаж. Лица, у которых большой стаж, они берут каршеринг от работы до дома доехать, обычно ничего не происходит, — заявил Павел Кузнецов.

Представитель ДПС уверен: для того, чтобы каршеринг использовали цивилизованно, не нужно применять новые, увеличенные денежные санкции.

— Штрафы поднимать не надо — надо правосознание граждан поднимать. Родители это должны внушать, наверно, — считает он.
Фото: vk.com dorinspb
Фото: vk.com/dorinspb

Надежда на законы

Автоэксперт Владимир Сажин согласен с предложением депутатов — правда, во-первых, не факт, что они будут корректно срабатывать, потому что они могут реагировать на спиртовую жидкость в стеклоомывателе или на выпившего пассажира в соседнем с водителем кресле. Но, подчёркивает он, бизнесменам это не нужно.

— Каршеринг — он никогда не прогорит. В любом случае, аккаунт — не аккаунт, ворованный — не ворованный, он будет получать с этого деньги. Машины у них застрахованы, и в случае ДТП и причинения ущерба они всё возместят — с виновника они получат свои деньги, через суд — не через суд, но каким-то образом они получают. Нужно обязать их усилить контроль. Над тем, кому они передают машину. Системы идентификации вводить, — считает специалист.

Согласен Владимир Сажин с сотрудником Госавтоинспекции и в другом — надо менять менталитет, чтобы не было такого, что «не моё — не жалко». И надеяться, что когда-нибудь предвыборные обещания депутатов сбудутся, выйдя за рамки высказывания ради пиара.

— Нужно на законодательном уровне это поднимать. Сейчас на законодательном уровне они с самокатами борются — то же самое надо делать и по арендованным транспортным средствам. Это ж не только каршеринг, это же и такси. Приехал гражданин из соседней республики, а они как делают: один регистрируется, а всем аулом ездят, совершают противоправные действия. А это же тоже аренда, они платят полторы тысячи в день и используют, как хотят. Нужно ограничивать и ужесточать меры на законодательном уровне — прежде всего, предъявлять это нужно владельцам бизнеса. Они отвечают за тех людей, которых сажают за руль. Если водитель пьяный попался — штраф 50 тысяч тот же самый нужно на владельца-источника накладывать, чтобы им было экономически невыгодно сажать пьяных за руль. До тех пор, пока они будут получать деньги, и у них риски все застрахованы, они никогда в жизни не прогорят, — уверен эксперт.
Фото: vk.com dorinspb
Фото: vk.com/dorinspb

Представители бизнеса скользкую тему с авариями предпочитают не комментировать. Ведь нет чёткой статистики, какая часть аварий с каршерингами принадлежит тому или иному оператору. У «Делимобиля», судя по прошлогодним данным, по Петербургу катаются 12 тыс. автомобилей, «Ситидрайв» в открытом доступе такие данные не предоставляет, а у «Яндекса» — 4000, судя по предоставленной редакции информации от марта этого года.

— На каршеринговых машинах ездят не быстрее, чем на обычных, а превышают на 23% реже. Каршеринг «взрослеет». Доля пользователей 35 лет и старше за последние два года выросла почти в два раза, до 36%. Средний водительский стаж тоже вырос — с 9 до 11 лет, — говорится в исследовательском материале «Яндекс. Драйва» про каршеринг в Северной столице.

Так, доля пользователей 35 лет и старше за последние два года выросла почти в два раза — с 21% до 36%. Есть надежда, что ещё через пару лет эти сервисы постареют настолько, что их пользователи перестанут гонять вовсе.

Другое по теме