В ближайший месяц в Петербурге должно состояться первое заседание рабочей группы по проблемам каршеринга, сообщил 78.ru депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок.
- Сегмент каршеринга недостаточно хорошо изучен. У нас на сегодняшний день нет статистики, связанной с тем, сколько у нас таких машин, какова доля тех, кто попадает в аварию, сколько людей пользуются этим, - пояснил депутат.
По его словам, в городе может появиться программа развития каршеринга. Она поможет разгрузить город от личного автотранспорта, а также облегчить связь с аэропортом Пулково.
Каршеринг появился в Петербурге несколько лет назад. Известно, что сейчас в городе активно работает семь компаний, у которых порядка 3 тыс. машин. Пользователи могут взять эти машины в поминутную аренду, зарегистрировавшись в специальных приложениях. Пользователей каршеринга часто критикуют за неаккуратную езду.
- Конечно, машина берется на убой. Машина не твоя – попользовался и бросил, - говорит председатель всероссийской общественной организации защиты прав участников дорожного движения Денис Шубин.
Достается и каршеринговым автомобилям. Руководитель регионального отделения организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов протестировал машины всех семи каршеринговых компаний Петербурга.
- Из семи машин одна не завелась. У двух был ремень безопасности застегнут уже за спиной водителя… Ни в одной машине не было аптечки. У одной в багажнике были разбросаны бинты. Ни в одной не было огнетушителя, ни в одной не было знака аварийной остановки. Желтого жилета, естественно, не было. То есть ГИБДД может сегодня любую каршеринговую машину останавливать и штрафовать, - сказал он.
Денис Шубин говорит, что общался с человеком, который работал в одной из каршеринговых компаний. Он спросил его, почему машины не оснащают алкозамками, которые не позволяют завести машину пьяному человеку, камерами наблюдения за салоном и т.д.
- Ты знаешь, говорит, оснащать всеми этими системами дорого и бессмысленно. Потому что через месяц она в «тотале» (побывала в аварии и не подлежит восстановлению – ред.), - передает разговор Денис Шубин.
В Москве рынок каршеринга регулируют местные власти. Петербург при этом, как младший брат, «донашивает чужие штанишки», иронизирует Александр Холодов.
- Машины, которые в Москве поработали несколько лет, после этого вдруг начинают работать на рынке Петербурга. Почему так происходит? Потому что правительство Москвы жестко регламентирует возраст автомобиля, после которого они не готовы, чтобы он работал в каршеринге. То есть машина старше трех лет – все, до свидания, это не каршеринговый автомобиль, - говорит эксперт.
По словам Александр Холодова, в столице действует принцип кнута и пряника. Взамен каршеринговые компании получили право бесплатной парковки на платных автостоянках Москвы и в аэропортах, а также ряд других льгот. Петербургские власти думают об этом же.
- Город сейчас прорабатывает варианты поддержки предприятий, фирм, которые занимаются каршерингом, на предмет предоставления в том числе налоговых льгот, потому что мы видим на примере Москвы определенную перспективу, - отмечает Денис Четырбок.
Вопрос с бесплатной парковкой, по его словам, можно будет поднимать, когда появится механизм взимания штрафов.
- Когда мы наведем порядок с платными парковками, возможно, необходимо не просто бесплатно давать возможность (бесплатной парковки – ред.), а возможно даже определенную долю мест давать именно под каршеринговые машины. У нас есть определенная квота для инвалидов. И мы будем занять, что у нас есть на каждой улице есть два места для каршеринга, - объясняет депутат.
Взамен город выставит какие-то требования к компаниям. Но возможно не все, отмечает Денис Четырбок. Например, идею алкозамков он комментирует скептически.
- В него может подышать кто-то другой, - приводит пример депутат. - Мы 100-процентной гарантии не получим, что именно водитель дует в этот алкозамок. Он может попросить своего друга, который трезвый, или остановить попутчика, сказать: слушай, помоги, брат! Русский русскому когда отказывал в помощи?