Друзья о последних днях жизни вдовы скульптора Романа Шустрова: «Ушла из-за тоски»
Трагически погибла, так и не дожив до годовщины со дня смерти мужа. Марию Касьяненко, вдову автора «Петербургских ангелов» Романа Шустрова нашли 26 апреля мёртвой в квартире на проспекте Римского-Корсакова в центре Петербурга. Рядом с ней нашли разряженный «Браунинг». Для близких случившееся стало шоком — даже с учётом того, сколько пришлось перенести 35-летней женщине, никто не мог предположить такого исхода.
Подруга погибшей Елена Добрякова смотрит на картину, подаренную Марией, и вспоминает её с грустью.
— Тут такая надпись: «Ты делаешь из мухи слона», и она мне часто повторяла, что я так делаю. Но, видимо, это было то, с чем она сама боролась, — считает Елена.
Ей тяжело сдерживать эмоции. Не стало близкого человека, и простая картинка обрела многие смыслы.
— Вообще она как человек была с юмором, с ней было очень хорошо пошутить, это было отличное качество её, это её всегда выручало. Я надеялась, что на этот раз сработает… Но как-то, видите, не получилось… — говорит подруга Марии Касьяненко.
Общаясь с ней, Елена не замечала ничего необычного.
— В ней чувствовалась жизнь, никакого ощущения приближения конца, смерти, — этого не было. Никто не мог предположить этого, это как гром среди ясного неба, — отмечает Добрякова.
Когда друзья увидели пост в Facebook о том, что Марии больше нет, многие не поверили. Одной из таких была журналист Елена Толщихина — подруга семьи погибшей.
— Поначалу, когда мы увидели пост одной из наших знакомых, просто не поверили, потому что это сложно себе представить — молодая, красивая 35-летняя девушка вдруг, в один день… — рассказывает она.
Не так давно Марию снимали на набережной Карповки, на церемонии открытия нового памятника, который там появился во многом благодаря ей — автором скульптуры является Роман Шустров. На кадрах она — с цветами. Говорит, что «нужно помнить об этом страшноватом времени», и даже тогда, когда всё закончится, «мы не должны забывать, как это всё было, сколько людей мы потеряли и какие чувства при этом нам пришлось испытывать». Прошло два месяца — и рядом со скульптурой появились свежие цветы. В память о Марии.
— Ушла Маша Касьяненко, вдова Романа Шустрова. И этот памятник — и про Рому, который болел и погиб от ковида 14 мая прошлого года, и этот памятник и про Машу, — говорит создатель стены памяти Ирина Маслова.
По словам друзей, Мария ушла из жизни из-за тоски. Кроме смерти мужа, от которой она так и не смогла оправиться, на хрупкие плечи женщины свалилось слишком многое.
— Тут много сопутствующих может быть моментов — мама далеко, подруга близкая очень болеет сильно. Потери одна за другой, у мамы умирает муж, через 20 дней Манин муж, потом еще родственники двое — слишком много на одну семью, — сообщает подруга Марии Елена Добрякова.
В попытках вернуть душевное равновесие Мария посещала психиатра и каждый день пила антидепрессанты. Иногда как бы в шутку говорила о старом «Браунинге», который хранился в их семье ещё до смерти мужа в качестве реликвии.
— Когда человек говорит: «Вот пистолет, вот когда-нибудь выстрелит» — ты не придаёшь этому значения. Как у Чехова — ружьё, которое может выстрелить, — вспоминает Добрякова.
По словам друзей и близких, им пока очень трудно смириться с потерей. И даже после трагической гибели она всё равно будет жива — в их воспоминаниях и тех работах, что оставила после себя.