«Тот случай, когда музыкант воскрешает композитора» — Народный артист России, маэстро Сергей Ролдугин исполнил Первый концерт Сен-Санса для виолончели в Московской консерватории. Когда Сергей Ролдугин выходит на репетицию, оркестр стучит смычками по пюпитрам — это как высшая степень признания заслуг солиста от коллег. Дело не только в таланте народного артиста. Музыканты ему благодарны, ведь он пришёл на сцену, чтобы вернуть публике Камиля Сен-Санса.
Беспокойное, немного нервное вступление виолончели. Многие композиторы, например, Шостакович и Рахманинов называли этот концерт Сен-Санса непревзойдённым произведением для виолончели. Его очень любят исполнители. Несмотря на сложность, музыка очень требовательна к солисту, особенно в третьей, быстрой части.
Сен-Санс хоть и родился в 19 веке, был человеком эпохи Возрождения. Музыкантом, философом, археологом, астрономом. Его сочинения — шквал эмоций. Вот и виолончели так много нужно сказать людям…
— Я с репетиции шёл и сказал: какой человеческий голос. Захвачены все диапазоны. Там и сопрано, и баритон. Сама по себе мелодика красива. Она настолько проста, что гениальна, — отметил Сергей Ролдугин.
Для Сергея Ролдугина Сен-Санс — один из любимых композиторов. Именно первый концерт он играл на виолончели работы Страдивари на гастролях в Калининграде — в Кирхе Святого семейства. Теперь — Москва.
— От неё невозможно избавиться. Она остаётся в памяти надолго. Она попадает непосредственно в сердце, — пояснил народный артист.
Дирижёр Юрий Симонов признаётся, что если бы не Сергей Ролдугин, Сен-Санс был бы забыт. Это тот случай, когда музыкант воскрешает композитора. И не мог Юрий Симонов не воспользоваться случаем.
— Мы в нашем концерте, где СП присутствует, благодаря ему мы играем Сен-Санса. Я воспользовался и включил Пляску смерти. Скрипка — дьявольски звучит. Эта традиция от Паганини идёт, — заявил дирижёр.
Пляску смерти знают, на самом деле, все. Она звучит саундтреком в популярной интеллектуальной игре. Возвращение Сен-Санса вместе с другими зрителями оценили и солисты Санкт-Петербургского дома музыки, с которыми у Сергея Ролдугина сложилось тесное творческое сотрудничество.
— СП — один из самых дорогих людей, участие которых бесценно и в жизни, и в музыке. Я играл под его управлением много раз с оркестром, — сказал пианист, солист Санкт-Петербургского дома Музыки Мирослав Култышев.
Теперь таких концертов-открытий будет больше. Пандемия идёт на спад, и музыканты это чувствуют тоньше других.
— Огромная разница с Европой или Америкой. Люди забыли, что можно посещать концерты. Это карается. Вакцинируйтесь, я уже провакцинировался, — заметил Ролдугин.
Петербургский дом музыки, которым руководит Сергей Ролдугин, и в пандемию не закрывался — онлайн-мастер-классы собирали миллионы просмотров. Но теперь ничто не мешает полноценному общению вживую. Как раз сейчас в Ялте начался апрельский интенсив.