Синтез джаза, рока и классики на инструменте работы Страдивари. Уникальный творческий эксперимент поставил маэстро, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин. На сцене парка науки и искусства «Сириус» при поддержке Сочинского симфонического оркестра он исполнил одно из самых известных и экстравагантных сочинений австрийского композитора Фридриха Гульды — Концерт для виолончели и духового оркестра.
Кажется, вот-вот, и со сцены сочинского «Сириуса» польются гитарные риффы или жёсткий бит ударных. В этом и есть весь Фридрих Гульда — композитор и музыкант, который в 20 веке сломал стереотипы о жанрах в музыке. Благородная виолончель — здесь в непривычной компании.
Фридрих Гульда разрушил все границы в музыке. Фактически виолончель играет в сопровождении джаз-бенда. Вот гитара, а вот ударная установка. И когда вступает Сергей Ролдугин, впечатление только усиливается: начало концерта — невероятный по красоте терпкий коктейль из классики, рока и джаза.
Австрийского пианиста и композитора Гульду один из критиков когда-то назвал «Трудным ребёнком концертной эстрады». Он бросал вызов музыкальным канонам в самой хулиганской манере — соло виолончели на средневековые мотивы. Вот партия, достойная рокеров, а здесь уже настоящий марш с немецкого фестиваля Октоберфест! И все это — в одном сочинении!
Зрителей не предупредили. Но Сергей Ролдугин — по сути, прямо на сцене «Сириуса» проводит эксперимент — исполняет Гульду — классик-джаз-рок-модерн — на инструменте работы Страдивари! Такого — ещё не было.
— Современный язык требует от старинного инструмента новых качеств, которые старички не очень любят. Вивальди бы здесь. Гайдн. В партитуре написано — нужно играть с микрофоном, — отметил художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, народный артист России, соучредитель Фонда «Талант и успех» Сергей Ролдугин.
Когда Страдивари закончил инструмент, а это 1732 год, такой техники игры на виолончели просто не существовало!
— Я его спрашивал: он говорит, ты что делаешь… Точно в первый раз. Я приду домой и буду просить прощения, — говорит Ролдугин.
Гульду нельзя просто академично играть по нотам. Тут должно быть взаимодействие солиста и оркестра. Поэтому Сергей Ролдугин на репетиции много разговаривает с музыкантами.
— Классическим музыкантам трудно это исполнять, — признался Владислав Окунев, оркестр Кима Назаретова.
— Мы привыкли работать в академической манере. Музыканты удивляются. Не каждый день удаётся исполнять такую музыку, — заметил худрук и дирижёр сочинского симфонического оркестра Алексей Асланов.
Концерт играют в мире редко и по другой причине.
— Есть проблема с арендой нот. Только дают для разового исполнения. Привезли, сыграли, увезли обратно, — пояснил Ролдугин.
Поэтому для публики исполнение Гульды — настоящий подарок.
— Гульда — композитор на взыскательную публику. Но он доставляет невероятное наслаждение. Это произведение — это сплошное удовольствие, — заявил худрук фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай.
Сейчас все концерты в Сириусе звучат на сцене Парка науки и искусств. Но совсем скоро — в 2022 — будет достроен концертный зал на 1500 зрителей. Уже сейчас экспертный совет его возглавляет Сергей Ролдугин. Он ведёт отбор музыкантов, которые выступят на новой сцене.