Как в Бруклине: «пустят» ли огороды корни на крышах и балконах Петербурга?
Об инициативе по созданию в Северной столице перечня неких зон, где петербуржцы в частном порядке смогут официально заняться выращиванием овощей, депутат городского ЗакСа Сергей Никешин впервые рассказал на обсуждении корректировок правил землепользования и застройки. Речь идёт о крышах, балконах, дворовых территориях многоквартирных домов (МКД). Объясняя свою идею, парламентарий сослался на американский и европейский опыт: во многих мегаполисах городское огородничество широко практикуется. 78.ru узнал мнение экспертов, нужно ли такое такое «ноу-хау» Петербургу с его непростой экологической обстановкой.
Для кошелька и для души
Как пояснил Сергей Никешин, чтобы закрепить возможность горожан на законных основаниях заниматься огородничеством, необходимо внести в градостроительные регламенты города на Неве такие виды разрешенного использования земли, как «овощеводство и хранение и переработка сельскохозяйственной продукции». Заняться её производством можно будет, в том числе, в зоне общественно-деловой застройки. Отметим, что под последним понятием иногда подразумеваются территории жилых кварталов. В МКД Сергей Никешин предлагает задействовать под огороды балконы, крыши и внутренние дворовые территории.
Как считает народный избранник, огородничество даст шанс петербуржцам не только выращивать «подножный корм» для собственного пропитания, но и поможет улучшить душевное равновесие, оздоровит экологическую обстановку.
В пример Сергей Никешин привёл опыт реализации подобных проектов как на коммерческой основе, так и под шефством муниципалов в Америке и Европе. Как полагает депутат, такие объекты демонстрируют стабильный доход.
И так никто не запрещает
Как отмечает глава профильной Комиссии по экологической защите населения Петербурга Надежда Тихонова, пока что свою инициативу Сергей Никешин с коллегами широко не обсуждал, однако необходимость её воплощения в жизнь вызывает вопросы.
— Все знают, что с экологией у нас дела в городе обстоят не лучшим образом, особенно, в центре. Там загазованность воздуха достигает 75%, часто возникают пробки. Не думаю, что там стоит что-то выращивать для употребления в пищу. При этом на подоконниках многие и так беспрепятственно выращивают зелень. Никто такие вещи не запрещает, однако речь идёт о том, что это делается всё-таки внутри помещения, а не снаружи. Так что, надеюсь, всё останется на уровне идеи, — подчёркивает Надежда Тихонова.
По её словам, депутатскому корпусу стоит сосредоточиться на других более глобальных проблемах: снижении высотного регламента для города, увеличении количества зон зелёных насаждений.
Создательница инициативной группы «Деревья Петербурга» Мария Тиника также подчёркивает: огород — это всегда было частное дело горожан.
— А изменение градостроительной документации в части разрешённого вида использования, это о другом. Я бы сказала, о сельхозбизнесе в городе, — кратко прокомментировала она.
Что в пандемию хорошо, то…
Председатель центрального совета межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз» Вероника Тарбаева подтверждает, что в Америке и Европе широко применяется городское огородничество. Так, по её словам, Агентство США по международному развитию даже инициировало соответствующую государственную программу. В её рамках американская компания Gotham Greens начала свой стартап по городскому огородничеству с кровли одного из зданий в Бруклине. Теперь на её производствах выращивают до нескольких сотен тонн свежей зелени и овощей. Есть аналогичный проект и в Бостоне на крыше бывшего бейсбольного стадиона.
Как вспоминает Вероника Тарбаева, в Петербурге также пытались разбить общественный огород. Это произошло ещё в начале «нулевых». Тогда грядки обустроили в одном из подвалов МКД в центре города. Инициативу пытались подхватить жильцы ещё нескольких зданий, однако затем интерес к таким проектам был утерян.
— Если говорить в целом о задумке, то я, скорее, «за». Однако к каждому такому объекту надо подходить в индивидуальном порядке. Понятно, что где-нибудь на окраинах Московского или Фрунзенского района, где нет вредных производств, что-то выращивать и потреблять в пищу вполне возможно, но, естественно, речь не может идти о центре. Конечно, загазованность с учётом пандемии серьёзно снизилась. Возможно, потому и появляются подобные предложения. Но с окончанием карантина и переходом к нормальной жизни всё вернётся на круги своя, — подчёркивает эксперт.
В Европе общественные огороды имелись, например, в Барселоне, Амстердаме, Вене, Риме и Лондоне. В Москве он появился в парке Горького. Общественный огород также открывался в Петербурге на острове Новая Голландия. Предусмотрены грядки для всех желающих были и в проекте преобразования бывших Таврических оранжерей от компании Ginza Project. Однако в итоге их реконструкцию доверили Фонду поддержки социальных инициатив «Газпрома». Соответствующее концессионное соглашение на 49 лет было подписано 12 января этого года. Но какой в итоге проект представит Фонд монополиста, никто предсказать не берётся.