QR-ход: как решение мусорного вопроса в Ленобласти аукнется петербуржцам?
О том, что к 2023 году в Ленобласти будет введён запрет на отрытое сжигание мусора и начнут работать, как минимум, три завода по глубокой переработке отходов, губернатор Александр Дрозденко заявил 22 декабря на ежегодной пресс-конференции. До этого ещё осенью этого года глава 47 региона инициировал принятие законопроекта, который вводит QR-коды для перевозчиков и резко повышает штрафы для нарушителей. Инициативу народные избранники уже успели утвердить в первом чтении и теперь готовятся ко второму. Этот документ, способный повлиять на жизнь сразу двух субъектов, обсудили на заседания профильной комиссии по экологической защите населения Петербурга ЗакСа и пришли к поразительным открытиям. Как утверждают эксперты, законопроект может как раз стимулировать косвенное мусоросжигание под видом энергоутилизации, а заодно добавит головной боли как жителям Ленобласти, так и дачникам-горожанам, пожелавшим подлатать своё жильё к новому сезону или провести элементарную генеральную уборку.
На выгодных условиях
О закрытии полигонов в Ленобласти и запуске новых производств по глубокой переработке отходов Александр Дрозденко упоминал ещё летом этого года, когда в Северной столице мусорная реформа в очередной раз забуксовала в схемах и подходах с тем, что предлагал 47 регион. 78.ru подробно рассказывал об этой ситуации.
В сентябре двум субъектам удалось наконец-то договориться о старте реформы и создании совместного акционерного общества, ключевой задачей которого должна стать разработка единой для двух регионов концепции обращения с мусором. Однако это направление совместной работы не решало проблему обращения со специфическими отходами, например, строительными. Из-за них-то во многом в Ленобласти и образуются незаконные свалки и полигоны. Для борьбы с таким мусором Александр Дрозденко подготовил законопроект, вводящий QR-коды для перевозчиков и увеличивающие штрафы за нарушения до 900 тыс. рублей для населения и 1,5 млн — для юридических лиц.
Как констатировал Александр Дрозденко 22 декабря, по мусорной реформе субъекты всё-таки сумели выйти на единую систему работы. При этом в регионе к 2023 году должны появиться, как минимум, три предприятия по глубокой переработке отходов.
— Не будет полигонов в Ленинградской области. Чётко в законе прописано: середина 2023 года — прекращение приёма отходов на полигоны, дальше они все должны встать на рекультивацию. В связи с этим возникает вопрос: а что будет взамен? А взамен будут заводы по глубокой переработке мусора. Мы рассчитываем, что в середине 2023 года у нас появятся как минимум три завода по глубокой переработке мусора, — сказал, в частности, Александр Дрозденко.
Он добавил также, что при выборе компании для строительства 47 регион будет ориентироваться только на компании, способные предложить жителям Ленобласти выгодные условия.
Обратный эффект
Здесь важно пояснить, что непосредственный запрет на хранение мусора, если его нельзя рекультивировать, находится как раз в областном законопроекте о специфических отходах. Этот документ, как выяснилось в ЗакСе Петербурга также 22 декабря, никто толком с городскими властями не обсудил. Так, представлять основные постулаты инициативы пришлось лично главе комиссии Надежде Тихоновой.
Кроме упоминавшихся выше серьёзно выросших штрафов, депутат ЗакСа напомнила также о норме в документе о необходимости получать QR-коды для отходов, чьи объемы превышают пять кубометров.
От 47-го региона из многочисленных приглашённых поучаствовать в мероприятии сочла важным это лишь помощник заместителя председателя Комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Ленобласти Николая Кузьмина — Изабелла Александрийская. Ни в Комитет по благоустройству, ни Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Смольного документ не поступал, и консультации с ведомствами не проводились.
Между тем, как пояснила Изабелла Александрийская, к документу имеется много претензий, а его принятие в существующих формулировках может обернуться многочисленными негативными последствиями. Так, например, он, наоборот, способен стимулировать мусоросжигание. Эту мысль более подробно раскрыла председатель правления ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская. Она отметила, что в федеральном законодательстве теперь принято использовать обтекаемый термин «энергетическая утилизация». Но как именно должен проходить процесс, никто конкретно не описывает. При этом, если по его итогам происходит выработка именно энергии, а не конечного продукта, типа изделий из вторсырья, то такое понятие легко становится в ряд с мусоросжиганием, подменяя запрещённый термин. В свою очередь, областной законопроект тоже никак не вносит ясности в эту сумятицу терминов, так как ничего не говорит про обязательность конечного продукта. Очевидно так же и то, что если мусор нельзя будет больше хранить, то его надо куда-то девать.
…И неожиданные повороты
Как добавила Татьяна Нагорская, документ в существующем виде может поставить крест на тех немногочисленных компаниях, которые занимаются переработкой раздельно собранного мусора. Дело в том, что после того, как фракции были отделены друг от друга, их надо транспортировать в соседние области, так как Петербург и Ленобласть этим практически не занимаются. Доставить груз в другие субъекты можно только через территорию 47-го региона. А теперь для этого малому и среднему бизнесу, стандартно нанимающему машины для подобных целей, придётся получать QR-коды, что серьёзно усложнит процесс. Переработка вторсырья итак генерирует минимальные прибыли, которые могут из-за инициативы теперь вообще утащить бизнес в минус. Так что всякий смысл заниматься сырьём после раздельного сбора компании вообще потеряют.
На готовящуюся к внедрению систему QR-кодов жаловались многие. Председатель РОО «ЭКОС» Сергей Санне обратил внимание на то, что предыдущие попытки внедрения таких «ноу-хау» в Ленобласти провалились.
— Не получится ли так, что кодирования так и не будет, а санкции заработают? И это выйдет курам на смех, — задался вопросом он.
И для людей тоже
Сергей Санне также особо подчеркнул, что драконовская система штрафов, никак не бьющаяся, кстати, с федеральным КоАП, вводится и для физических лиц. То есть, нарушивший правила житель Ленобласти или дачник из Петербурга вполне могут быть наказаны рублём. Здесь важно вспомнить норму о QR-кодах для перемещения отходов объёмом более пяти кубометров. Как считают юристы Надежды Тихоновой, такие требования также в существующих формулировках можно распространить на население.
По словам эксперта по ЖКХ (экс-руководитель управляющих компаний дочек ЮИТа и ЭталонЛенСпецСМУ) Аллы Винник, пять кубометров — это примерно столько, сколько образуется от не самого крупного ремонта в стандартной квартире.
— Складывается ощущение, что чиновники уже не знают, как нам ещё больше испортить жизнь. Всё закончится тем, что такой мусор, для которого сейчас собственник или по его заказу УК нанимают машину и цивилизованно вывозят, окажется на ближайших помойках. А выносить отходы будут порциями втихаря и по ночам, — комментирует инициативу эксперт.
Подготовить поправки к ленобластному законопроекту ко второму чтению хотят до 11 января следующего года. Но пригласят ли Петербург к обсуждению — большой вопрос.