Ночная жизнь Петербурга: проблемы и решения «барного конфликта» в городе
Равняемся на Запад
Бурная ночная жизнь кипит практически в каждом европейском городе, однако в строгом и урбанистически-идеальном Берлине барно-ресторанная инфраструктура устроена ещё и с максимальным комфортом для местных жителей. Питейные заведения с танцплощадками в столице Германии расположены вдали от жилых кварталов, а даже когда бар решают открыть вблизи дома, правила и ограничения заранее обсуждают с соседями, рассказала берлинский айти-менеджер Ксения Суружий.
— В Берлине огромное количество баров, почти каждый из которых всегда заполнен. Самый пик приходится на пятницу, субботу и воскресенье. Основная часть берлинских баров сосредоточена в центре города. В основном, местные кочуют по барам, не задерживаясь в одном. Самые популярные барные улицы — Alexanderplatz, Friedrichstrabe, Hermannstrabe, Warschauer Strabe. Бары на этих улицах работают круглосуточно. Если они находятся возле домов, то перед тем, как подписать договор о покупке или аренде помещения, этот момент (шум) оговаривается с администрацией района и местными жителями. Предприниматели и власти даже добавляют этот пункт в договор, что даёт гарантию того, что человек знает, на что идёт. Из-за того, что открытию барного бизнеса всегда предшествует тщательная подготовка, конфликтов с местными практически не возникает, — поделилась Ксения.
Жительница Берлина также рассказала, что для немцев поход в бар — это, по сути, стиль жизнь, а не редкая вылазка «в свет», как это бывает у россиян. Соответственно, даже в самые загруженные для баров дни — в пятницу и субботу немцы не устраивают погром на барных улицах. Можно сказать, что вечеринки в «ресторанных» районах города равномерно распределены по всем дням недели. В то же время в Петербурге выходные дни становятся «ночным кошмаром» для жителей улиц Рубинштейна и Думской.
Неравномерное распределение потоков клиентов в петербургских барах негативно отражается и на городском бизнесе. Так, появляющиеся в центре Северной столицы барные заведения не успевают «прожить» и нескольких месяцев: из-за отсутствия постоянного кластера посетителей бары разоряются и в мгновение ока закрываются, рассказывает президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу Леонид Гарбар.
— В последние годы в Петербурге открывается ещё больше баров, чем закрывается, однако далеко не все они выдерживают конкуренцию на рынке. В последнее время, точнее в последние лет пять появилась тенденция на открытие индивидуальных или авторских баров. Тематические мини-бары на Думской, Белинского стали появляться с развитием барной «культуры» в Петербурге. Но в неблагоприятных для бизнеса условиях (в контексте федерального закона о барах до 20 метров) такие бары часто закрываются. А петербургский законопроект о 50 метрах для баров поставит этот бизнес в городе ещё более тяжёлое положение, — считает Гарбар.
Проблемный городской бренд
И если бары Берлина не создают трудностей для городских жителей, то в Петербурге разборки между горожанами, тусовщиками и рестораторами стали повседневной историей для многострадальной улицы Рубинштейна. «Кутёж» на главной барной улице Северной столицы остаётся головной болью для жителей центра в течение многих лет. И, несмотря на пристальное внимание правоохранителей к «барной улице» и постоянные полицейские рейды, шум веселящихся продолжает донимать живущих по соседству с барами людей.
После долгих разборок в ходе встречи властей с рестораторами и местными жителями было принято решение об усилении контроля на улице, а также о создании «дорожной карты», которая распределит потоки отдыхающих на Рубинштейна. Кроме того, по выходным Смольный решил ограничить движение автомобилей по улице. По словам ресторатора, собственника заведения Mercato Locale на Рубинштейна Алексея Бурова, такие меры помогут снизить количество «барных» конфликтов на улице.
— Шум и гам, который мешает жителям, это конкретная проблема. Мы не создали эту историю, чтобы решить конкретную проблему. Мы создали её для того, чтобы улица Рубинштейна стала комфортной для жизни, ведения бизнеса и туризма и приносила общественную, финансовую и предпринимательскую пользу. Внутри этой цели решаются задачи, первая из которых — чтобы на Рубинштейна появился порядок. Для этого некоммерческим партнёрством подписано соглашение с охранным предприятием, которое патрулирует улицу в течение всего пикового времени. Кроме того, открыта «горячая линия» для жителей, — рассказывает ресторатор.
Но подобные меры безопасности не устраивают местных жителей, которые продолжают настойчиво требовать полное уничтожение барной инфраструктуры на родной улице. Урбанист Юрий Берестов считает, что такой вариант — невозможен.
— Улицу Рубинштейна убирать не надо. На такие места есть высокий спрос со стороны жителей города и туристов, закрывать её нельзя. Всё-таки Рубинштейна — это «фишка» Петербурга, которая не позволяет городу стать скучным. У Петербурга есть репутация города музеев, но важно оставаться и столицей веселья. Однако необходимо создать конкуренцию улице Рубинштейна, предложить достойную альтернативу. Нужно выделить деньги на инфраструктуру, создать благоустроенные променады, распределить заведения рестораторов в других местах. Городу не хватает общественного пространства в виде променада с барами и ресторанами. Так, шум на улице Рубинштейна постепенно исчезнет естественным образом, — рассказал Берестов.
Подавить барный коллапс
Рубинштейна, действительно, превратилась в петербургский бренд, аналогов которому нет нигде в мире. Но эксперты полагают: средоточие всех заведений в одном месте — ни к чему. Потоки отдыхающих в барах вполне возможно разделить по разным барным улицам города. Остается лишь выбрать подходящие альтернативы для создания барной инфраструктуры и переманить рестораторов и на другие улицы Петербурга.
Городские власти обсуждали вариант с переносом барного кластера на Большую Зеленину, которая по своим функциям и местоположению может стать не менее популярной, чем Рубинштейна. Однако ранее, когда 78.ru рассматривал перспективу создания барной инфраструктуры на этой улице, эксперты эту идею не оценили. Как указывает руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин, эта улица соединяет Песочную набережную, Малый и Большой проспекты (через Рыбацкую) Петроградской стороны и проходит вдоль жилой застройки. Общепит развивается за счёт близости основной транспортной магистрали — Большого проспекта Петроградской стороны, а также, потому что ставки на Большой Зеленина ниже, чем на Большом проспекте.
— При этом основная аудитория, это сотрудники близлежащих БЦ и жители района. Вряд ли туристы, да и жители города поедут на Большую Зеленину, чтобы устроить трип по барам, а потом прогуляться по ночному Петербургу. Для этих целей выбирают центр, в частности, улицу Рубинштейна. Кроме того, на пересечении Большой Зелениной и Чкаловского находится станция «Чкаловская». И в локациях станций метро традиционно развит стрит-ретейл, в частности, предприятия общепита, потому что метро формирует большие пешеходные трафики, — уверен эксперт.
Обсуждались и варианты с созданием барной инфраструктуры на окраинах города. Ведь зачем жителям Мурино или юго-запада переплачивать за такси и тратить время на дорогу до баров в центре, если хорошие тусовочные места будут находиться «на районе»? Правда, рестораторы уверены, что такой подход не сработает из-за желания петербуржцев гулять и отдыхать в центре, где инфраструктура, да и количество красивых видов гораздо богаче.
— Люди используют у себя в районе, прежде всего, социальную инфраструктуру — детские площадки, парикмахерские, спортзалы и так далее. Однако говоря о культурологическом факторе, людей всегда притягивает центр города. Мы можем запретить открывать заведения в центре города, но люди не перестанут туда ездить. Особенно с учётом закрытых границ выбор социализации у людей сужается, из-за чего они приезжают в центр — причём, не в конкретное место, а просто прогуляться. Сам факт приезда в центр не обусловлен целевыми визитами. Людей, которые приезжают в конкретное заведение, всего около 15%, — пояснил Алексей Буров.
Переехать к воде
В таком случае для переноса Рубинштейна необходимо выбрать место, которое бы находилось в центре и при этом не располагалось вблизи от жилых домов. Урбанист Юрий Берестов предлагает рассмотреть альтернативу по созданию барных променадов вдоль водных акваторий Северной столицы. Ведь Петербург, несмотря на своё богатство набережных и пляжей, так и не обзавёлся удобной и разнообразной ресторанной инфраструктурой вблизи воды.
— Хорошим вариантом могло бы стать создание ресторанно-барного променада у воды. В городе мало места, где можно выйти к набережной. Можно сделать интересную барную улицу на набережной Финского залива на месте старого морского порта, где грузят металлолом. Если идти от памятника Петра Первому в сторону залива, то вы придёте к этому месту. Оно завалено контейнерами и металлами в то время, как могло бы стать благоустроенным променадом с яхтенными маринами, барами, ресторанами и отелями поблизости. Я бы перенес часть улицы Рубинштейна именно к воде, — предлагает урбанист.
Однако в Федерации рестораторов и отельеров придерживаются мнения о том, что приоритетной задачей в барной жизни Петербурга должны оставаться сохранение и модернизация улицы Рубинштейна. А «насильное» распределение баров по Петербургу не будет пользоваться таким же высоким спросом, как «рубинштейновская классика».
— Рубинштейна образовалась не по приказу Петра Первого, а стихийно и удобно для горожан. Регулировать её существование административно не получится. По-моему, потоки с Рубинштейна итак распределяются между разными «барными» улицами города — например, по Белинского, Жуковского, Некрасова. Сейчас на участке от Маяковской до Восстания пошла разнообразная и интересная барная жизнь. Однако именно Рубинштейна — это уникальная, единственная в городе улица, которая стала важной ресторанной «фишкой». Поэтому от неё нужно не избавляться, а нужно сохранять — нанять патрули, договориться с местными жителями, договариваться с каждым дворником бара о тщательной уборке всей территории улица и так далее, — утверждает Гарбар.
Кроме того, в Федерации рестораторов и отельеров предположили, что барная «культура» Северной столицы может заиграть новыми красками, если в ресторанной жизни города появятся свои «изюминки» и «тренды». Например, если во всех барах Петербурга будут подавать фирменный коктейль по примеру Порту, где в каждом заведении города угощают вишнёвым ликёром в стакане из шоколада. В городе на Неве таким концептуальным напитком могла бы стать ленинградская настойка с интересной подачей.
По мнению специалистов, Петербургу также не хватает тематических баров по примеру Берлина, где в ночных заведениях можно не только выпить, но и погрузиться в особую атмосферу. Например, оказаться среди персонажей фильмов «Большой Лебовски» или «Зелёный сойлент», либо отдохнуть в винтажном баре, полном истории и необычных декораций.
Сохранение уже имеющейся барной инфраструктуры — важнейшая задача как для города, так и для рестораторов. Федерации рестораторов также выгодно приводить в порядок ресторанный бренд города — улицу Рубинштейна, не занимаясь новыми проектами, которые требуют больших вложений и усилий. Но для того, чтобы звание «барной столицы» для Петербурга было оправданным, необходимо как искать «изюминки» для развития ресторанной инфраструктуры, так и создавать новые барные кластеры. Например, город может рассмотреть предложенный урбанистами вариант с размещением баров у водных акваторий Северной столицы. Так, наша главная барная улица станет образцово-показательной для всех городов Европы, а променады у Финского залива и тематические бары — уникальной «фишкой», которая будет привлекать в Петербург всё больше туристов.