От воров и от сумы: какие страховки пользуются спросом у петербуржцев?
На днях в РФ отмечался ежегодный День российского страховщика. В 2020-м коронавирус перевернул с ног на голову многие обыденные вещи. Пришлось привыкать к новым реалиям и страховщикам. 78.ru опросил представителей отрасли, как изменились привычки россиян и петербуржцев, в частности, по страховкам и за что они готовы заплатить, чтобы, если и потерять последнее, но получить хоть какую-то компенсацию.
Ушли в on-line, оставшись дома
Как рассказала 78.ru заместитель директора Северно-Западного регионального центра по медицинскому страхованию «АльфаСтрахование» Лидия Березка, с момента введения режима «самоизоляции» у клиентов компании вырос спрос на оформление защиты при работе и действиях в on-line.
— В лидерах — программы защиты банковских карт. Объясняется это действовавшими ограничениями. Люди чаще оплачивали покупки через Интернет, чем активно пользуются мошенники, изобретая новые схемы для обмана, — пояснила она.
Начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков отмечает, что пандемия заметно «перекроила» структуру страхового рынка за последние пять-шесть месяцев.
— Почти на «нет» сошло туристическое страхование. Запрет на выезд за рубеж и ограничения передвижения между регионами РФ ожидаемо обнулило и спрос, и предложение соответствующих страховок, — констатировал он.
Заместитель директора Центра обслуживания клиентов Северо-Западного регионального центра САО «РЕСО-Гарантия» Николай Ларин также признаёт: пандемия напрямую повлияла на падение продаж туристических полисов и «Зелёной карты».
— В иных видах, вопреки опасениям, мы не наблюдаем существенного снижения интереса к страхованию. Опыт показывает, что в наиболее трудные периоды желание страховать свои имущественные интересы не снижается, а, напротив, возрастает, — настаивает он.
По словам Евгения Попкова, вынужденные простои автомобильных заводов по всему миру привели к тому, что у автодилеров элементарно закончились запасы автомобилей в наличии. А так как рынок КАСКО в России напрямую связан с объёмом продаж новых машин, то и сборы по данному виду страхования ощутимо просели.
Вместе с тем, эксперты готовы признать, что спросом пользуются по-прежнему и такие традиционные продукты, как страхование автомобилей, имущества — квартир, домов, ОСАГО. Личные страховки и ДМС теперь меньше востребованы меньше.
Вице-президент «Ренессанс страхование» Владимир Тиняков уверен, что локомотивом рынка по-прежнему остается автострахование: ОСАГО и КАСКО. По его словам, владельцы автомобилей с пробегом чаще всего делают выбор в пользу КАСКО с франшизой или усеченных продуктов мини-КАСКО.
Николай Ларин разделяет мнение, что традиционно самым востребованным видом остается автострахование.
— После снижения продаж во втором квартале КАСКО в «РЕСО-Гарантия» они восстановились, и по итогам девяти месяцев 2020 года мы наблюдаем рост в этом виде страхования. Заметно увеличился спрос на ипотечное страхование. Косвенно это может быть связано с введением программы господдержки ипотеки, — подчёркивает он.
Пандемические миллионы
В оценках того, насколько привлекательны для клиентов, казалось бы, модные «антиковидные» продукты, эксперты расходятся. По словам Лидии Березки, такие страховки были запущены ещё в марте этого года. Со старта продаж защиту для физических лиц приобрели свыше 80 тыс. клиентов. По корпоративной программе около 850 юридических лиц и более 300 страхователей ИП купили страховки от коронавируса.
— По программе «Коронавирус.НЕТ» уже произведены выплаты на сумму свыше 42 млн рублей, и заявления от клиентов продолжают активно поступать. По продукту «АнтиВирус» сделано 112 выплат на общую сумму почти 2,4 млн рублей, — пояснила Лидия Березка.
Сейчас набирает обороты новый тренд: это страхование детей, которые ходят в детсады, школьников, студентов, учителей и преподавателей.
Владимир Тиняков отмечает, что в их компании по антиковидным программам выплачено более 21 млн рублей.
— Самая крупная выплата — 14 млн рублей — осуществлена по ипотечному договору. Клиент компании, застраховавший свою жизнь и здоровье, погиб от коронавирусной инфекции. Компания выполнила свои обязательства перед родственниками умершего в оперативном режиме, — рассказал он.
Евгений Попков констатирует: по данным их компании, на удивление, ажиотажного спроса на подобные программы страхования не случилось.
— Да, есть небольшой, но стабильный поток клиентов, интересующихся полисами «АнтиКовид». Но чтобы это был прямо бум продаж, такого нет, — подчёркивает он.
Николай Ларин поясняет: в их компании нет отдельных страховок от COVID-19.
— Новая коронавирусная инфекция покрывается корпоративными договорами личного страхования (в том случае, если в них включён риск «страхование от несчастных случаев и болезней»), а также коллективными договорами ДМС. «РЕСО-Гарантия» оплачивает по ДМС диагностику, лечение (в том числе стационарное) заболевания COVID-19. Также случай заболевания коронавирусом покрывается в рамках туристических полисов, — рассказывает он.
После Ярославля, но больше Москвы
О том, что в разгар самоизоляции петербуржцы, стали проявлять повышенный интерес к аренде дач в Ленобласти, 78.ru рассказывал подробно.
После этого многие всерьёз начали задумываться о покупке загородной недвижимости. Компания «Ингосстрах» совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ провели опрос россиян на тему готовности страховать, в том числе, подобное жильё. Всего в августе этого года было опрошено почти полмиллиона респондентов в 37 городах.
В ходе кампании выяснилось, что в настоящий момент в России по различным программам застрахованы 18% жилого фонда (дома и квартиры, принадлежащие гражданам).
При этом Петербург оказался на втором месте по интересу к таким страховкам. На первое вышел Ярославль, тройку замкнула Москва. Четвёртое и пятое место заняли Рязань и Барнаул.
— Рынок страхования жилья в России достаточно молод. В течение последних лет мы наблюдали ежегодный рост на уровне 10%, что было обусловлено эффектом «низкой базы». Ограничения, связанные с коронавирусом, а также сложная экономическая ситуация снизили динамику его развития — часть клиентов была вынуждена перенести оформление полиса или отказаться от его покупки. Вместе с тем в период пандемии сложились новые драйверы развития рынка, и страхование загородной недвижимости является наиболее ярким. Интерес к данному виду логичен, так как сотрудники многих компаний перешли на удалённый режим работы и получили возможность уехать за город, тем самым обезопасив себя, — пояснил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Так, чаще всего россияне хотели застраховать себя от пожаров (75%), коммунальных аварий (8%), стихийных бедствий (6%) и квартирных краж (1%).