«Вперёд, Онли!»: история девочки из Ленобласти, глазами которой стала собака-поводырь

Полина Позиненко и Онли теперь — словно единое целое: вместе в общественном транспорте, на прогулке, в больнице и даже на занятиях в техникуме.
Два года назад девушка полностью потеряла зрение. Её родители, узнав, что в единственном в стране центре в Подмосковье готовят таких животных-помощников, предложили ей обзавестись новым членом семьи.
— Заполнила все бланки, предоставили все документы, индивидуальную программу реабилитации. Там было указано, что ей требуется именно собака-проводник. С этими документами мы обратились в ФСС. После этого долго ждали. И нам пришёл запрос: можно приезжать, подготовили собачку. Некоторые ждут и по два года. Нам повезло — мы ждали около полугода, — рассказывает мать Полины, Ирина.
В подмосковном центре Полина прошла двухнедельное обучение, как обращаться с таким питомцем. С собакой они подружились с первой встречи. Теперь Онли, без преувеличения, — глаза девушки.
— Мне вот, к примеру, нельзя спотыкаться, и она всегда останавливается, любой бордюр… Это очень помогает, — рассказывает девушка,
И казалось бы, это действительно существенно облегчает жизнь незрячего человека. Но с появлением четвероного помощника появляются и проблемы. С собакой-проводником, которая имеет и паспорт, и отличительный знак на шлейке, много куда попросту не пускают.
— Мы гуляли по Невскому и зашли в кафешку самую обычную. И нам сразу с порога сказали: «Куда вы с собакой идёте?» Я объяснила, что это поводырь, это не собака. Предложила предоставить документы, но меня даже не слушали. Когда уже ругаться начали, поговорили с главным человеком этого заведения, и уже решился вопрос, — вспоминает девушка.
Но если в кафе и магазинах к такому гостю могут быть не подготовлены, куда больше удивляет реакция сотрудников больницы, куда слабовидящие люди приходят регулярно на приём к лечащему врачу.
— Почему меня не пропускают с собакой-проводником в больницу?
— С собакой вход запрещён.
— Что?
— С собакой в больницу вход запрещён.
— Я предоставила документы собаки-проводника.
Конечно, горожане и сотрудники различных служб таких животных-помощников встречают нечасто, а некоторые о них вообще ничего не знают. В Петербурге живёт 25 лицензированных собак-проводников, ещё три в Ленинградской области.

А настоящая полоса препятствий — общественный транспорт: то за собаку-проводника просят заплатить в электричке, хотя они имеют полное право на бесплатный проезд, то с трудом пускают в метро. Удивительно, но сотрудники мобильной службы подземки даже не знают правил проезда такой категорий граждан.
Съёмочная группа 78.ru решила проверить, как работает эта система, и спустилась в метро вместе с Полиной и её мамой. Диалог с сотрудником метрополитена получился не самый приятный.
— Когда инвалид по зрению с собакой проводником, вы должны вдвоём, и я почему это озвучивала, нужно два человека, — предъявила претензию мать.
— Мне позвонил диспетчер и сказал: инвалид по зрению, «Волковская», через полчаса. Это всё, что мне сказали. То, что с поводырём, мне тоже никто ничего не говорил, — парировал помощник.
А ещё, рассказала Ирина Позиненко, при входе в метро на Онли потребовали надеть намордник, хотя эта собака имеет право ходить без него — она должна поднять и трость, и любую вещь, которую инвалид потеряет или уронит.
— Метро «Московская». Потребовали предъявить удостоверение о том, что собака-проводник обучалась в метро, хотя с 2015 года таких удостоверений не выдают вообще у нас в России. Даже в Москве не выдаётся, — в очередной раз удивляется знанию правил Ирина.

Собаки-проводники в корне отличаются от обычных питомцев. Их подготовкой занимаются несколько лет. Такие животные не агрессивны, не игривы и обладают завидным самоконтролем. Рядом со своим незрячим подопечным они чувствуют себя на работе и понимают, что отвечают за человеческую жизнь, пояснил тренер Владимир Алмазов. И есть ещё ряд особенностей.
— Их стерилизуют, чтобы не было изменения гормонального фона, фактически делаются из них бесполые животные. Безусловно, даётся отпечаток какой-то на психике собаки. То, что кобель, он и есть кобель. Но это упрощает как-то работу с ними. Во-вторых, это тотальная работа по контролю. Собака постоянно чувствует с собой человека и понимает, что его нельзя куда-то дёрнуть и всё остальное, — пояснил тренер.
Юристы в тоже время напоминают о федеральном законе о социальной защите инвалидов, согласно которому незрячие люди могут посещать любые учреждения в сопровождении собак-проводников. Грубо говоря, в этом случае такие животные могут быть приравнены к человеку.
— За воспрепятствования инвалиду с собакой-поводырём с соответствующими документами в допуске в магазин или другое учреждение ситуация может быть истолкована — в лучшем случае — как административное правонарушение. И там, на секундочку, для юридических лиц штраф до 100 тысяч. А в худшем это может быть истолковано как уголовное преступление по 36-й статье. Она гласит о дискриминации по относимости к социальной группе, — отметил юрист Алексей Койтов.
Поэтому правозащитники рекомендуют незрячим людям в случае конфликтных ситуаций вызывать сотрудников полиции.
Напомним, ранее 78.ru рассказывал, как незрячим петербуржцам подбирают собак-поводырей.