«Блудный сын» Сокурова в Эрмитаже: Вавилонская башня в крови и огне
Опасное возвращение
Блудный сын как солдат, вернувшийся с войны и принёсший с собой не столько покаяние, сколько кровавые ужасы военного времени и полную неизвестность – такое видение знаменитой картины Рембрандта вряд ли кому-то приходило в голову. Тем не менее, именно с этой стороны увидел полотно великого голландца режиссёр Александр Сокуров. Эта идея и легла в основу созданной под его руководством мультимедийной выставки «Lk 15, 11–32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров».
Впервые необычная и пугающая экспозиция внушительных масштабов была показана зрителям на Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году. Тогда она вызвала довольно неоднозначную реакцию. Теперь для инсталляции Сокурова своё пространство предоставил Эрмитаж, и уже 16 сентября петербуржцы, вслед за посетителями выставки в Венеции, смогут оценить задумку режиссёра и её воплощение. Над которым, отметим, работала целая плеяда молодых петербургских авторов.
Режиссёр заявил, что все великие художники, будь то Рембрандт или Эль Греко, являются частью его самого:
– Я их чувствую, я их понимаю, я не могу без них, как не могу без передвижников, например. Это часть моей жизни, отлучи меня от всего этого – я просто закончусь, не будет меня.
История блудного сына, как и многие другие сюжеты мирового искусства, является для Сокурова чрезвычайно человеческой – и одновременно фантастической.
– Потому что это продолжается много-много столетий и никак не может закончиться, – считает режиссёр.