Как спасти бары от самих себя: депутаты работают над ошибками
Мы его правили — правили
Перед уходом на каникулы петербургские депутаты приняли закон, запрещающий бары в жилых домах с площадью зала обслуживания менее 50 кв. м. Под угрозой закрытия оказались сотни питейных заведений, город может потерять тысячи рабочих мест и сотни миллионов отчислений. Возмущённая петиция рестораторов, собравшая десятки тысяч подписей, оставила парламентариев равнодушными. Губернатор Александр Беглов подписал документ, одобрив «благие намерения» законодателей — борьбу с «наливайками», но назвал закон «поспешным» и заявил о необходимости внесения поправок после проведения консультаций с экспертами и заинтересованными сторонами. Благо, закон вступает в силу лишь 1 января 2021 года, и пока никаких непоправимых последствий не произошло. Первые заседания рабочей группы по подготовке поправок показали, что найти устраивающее всех и работающее законотворческое решение будет не так просто.
Ко второму заседанию рабочей группы глава комитета по законодательству Денис Четырбок подготовил готовый вариант поправки. Предлагалось сделать исключение для зон охраны в четырёх районах — Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском. Там, по мнению депутата, можно разрешить работу баров с площадью зала обслуживания не менее 25 кв. м.
— Как я изначально говорил, главная задача рабочей группы — сохранить по-настоящему хорошие, приличные бары и рестораны, которые не доставляют неудобств местным жильцам. Возможно, предложенное «зонирование» мы немного расширим, но главное, чтобы не было никаких послаблений для тех самых пресловутых «наливаек», которые сосредоточены, как правило, в спальных районах Петербурга. Их на карте нашего города быть вообще не должно, — так депутат анонсировал свой документ.
Однако по итогам заседания его опять придётся переписывать.
— По итогам обсуждения все представители рабочей группы высказались за 20-тиквадратное ограничение, — рассказал Четырбок 78.ru.
Впрочем, проблема не только в количестве метров, зональные ограничения могут вызвать серьёзные вопросы у антимонопольного ведомства.
— Подобные изменения в Закон Санкт-Петербурга необоснованно устанавливают преференции для одних субъектов предпринимательской деятельности и дискриминационные условия — для других. Таким образом, дифференциация заведений по территориальному принципу с правовой точки зрения некорректна. Для скорейшего разрешения конфликта и поддержки добросовестных рестораторов самым правильным было бы, на наш взгляд, вернуться к норме площади в 20 кв. м, установленной федеральным законодательством, — заявила со-основатель Ассоциации арендаторов и собственников стрит-ретейла Светлана Гузь.
Технично дать заднюю
Обсуждаются и другие варианты решения проблемы. Например, установить минимальную цену на алкоголь, после чего работа «наливаек» станет попросту невыгодной.
— В случае, если будет установлена минимальная розничная цена на каждый вид такой продукции, то такие организации можно будет закрыть после любой контрольной закупки, — сообщил автор нашумевшего законопроекта.
Вторая инициатива касается запрета на выдачу двух лицензий. Данная практика позволяет владельцам «наливаек» обходить действующие законодательные ограничения. Однако, чтобы исправить ситуацию, депутатам придётся готовить поправки в федеральное законодательство. Как показывает практика, править федеральные законы из Петербурга — небыстрое занятие, да ещё с неясными перспективами. К 1 января точно ничего поменять не успеют. И тогда придётся либо отменять свой же законопроект, либо опять искать другой выход.
Тем более что на практике всё не так просто, и любые искусственные ограничения работают против легального бизнеса, зачастую порождая нелегальный. Тот же запрет на торговлю алкоголем игнорируют не только «наливайки», но и обычные магазины, которые особо не утруждают себя дополнительными лицензиями. Практически в любом микрорайоне шумная молодёжь после 23:00 запросто сводит на экскурсию в такие места.
На этом фоне консалтинговая компания Colliers International подвела первые итоги пандемийных ограничений: с марта по август 2020 года на четырёх ресторанных улицах Петербурга закрылось каждое десятое заведение общественного питания. Половина закрытий пришлась на бары.
«Основными причинами закрытий заведений общепита стали необходимость выплачивать арендную плату в период простоя (некоторые арендаторы не смогли договориться о смягчении арендных условий), отсутствие резервного фонда и невозможность переориентироваться в формат доставки. Однако есть и другие причины. Например, тянувшийся с 2019 года конфликт жителей улицы Рубинштейна с рядом заведений привёл к закрытию бара Dovlatov», — резюмировали в Colliers International.
Пандемия — это непредсказуемый и объективный фактор, избыточные ограничения — фактор человеческий, но последствия они могут иметь похожие.
«Наливайками» депутаты называют заведения, которые днём работают, как магазины, а по ночам в обход ограничений продают дешёвый алкоголь в розлив. Их владельцы пользуются конкретными пробелами в действующем законодательстве. Размер зала обслуживания в данном случае — далеко не самый очевидный критерий, а причём здесь границы зон охраны — и вовсе тайна за семью печатями. Но и вернуться к установленным федеральным законодательствам 20 «квадратам» депутаты не могут, так как боятся «потерять лицо». Чем закончится эта пляска с бубнами, покажет время, но хочется верить, что хотя бы один урок из происходящего в Петербурге будет извлечён: над новыми законами лучше работать до их принятия, а не после.