Пожары под снос: дом Басевича в Петербурге опять под угрозой уничтожения
В апреле 2020 года участники так называемой «сносной» комиссии КГИОП раскритиковали в пух и прах планы по демонтажу исторических построек дома Басевича с сохранением лишь четырёх этажей лицевого корпуса. Градозащитники тогда ликовали и готовились праздновать свою победу. Однако летом этого года в памятнике участились пожары. 78.ru подробно об этом рассказывал. Возгорания стали причиной того, что недавно появился новый вариант приспособления комплекса. Документы разработали в ООО «Проектные решения», выступающем автором более ранних версий в интересах Академии танца Бориса Эйфмана. Заведение уже много лет хочет разместить на Большой Пушкарской улице жильё для воспитанников.
Откорректированный с учётом пожаров вариант комиссия КГИОП рассмотрела 17 августа и рекомендовала к утверждению. Теперь градозащитники ждут заключения чиновников о возможности реализации проекта, готовятся отстаивать памятник в судах и задаются вопросом, когда структуры Бориса Эйфмана уже наконец-то насытят свои непомерные аппетиты в Петербурге.
Как чёрт из табакерки
О том, что в КГИОП должно состояться 17 августа заседание сносной комиссии ведомства по дому Басевича, градозащитники сообщили в конце прошлой недели.
— Несмотря на то, что документы и материалы, вынесенные на рабочую группу, должны быть высланы её участникам не менее чем за 7 дней до даты заседания, проект по дому Басевича для ознакомления до сих пор не размещён. Это вызывает худшие опасения градозащитников. Вероятно, проект снова предполагает снос дома, но его хотят показать в последний момент, чтобы не вызвать возмущений, — отмечалось в сообщении.
В прошлую пятницу, ближе к концу рабочего дня, проект всё-таки выложили в Интернете. В социальной сети «ВКонтакте» в группе «Живой город» вариант появился ближе к ночи. В заметке сообщалось, что после пожаров появился «акт освидетельствования строительных конструкций», который пестрит фразами про «существенное ухудшение состояния», «снижение устойчивости» и прочими «доказательствами» аварийности.
Между тем, ранее член президиума городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Анна Капитонова рассказывала 78.ru о том, что от возгораний дом пострадал незначительно. Однако градозащитники всё-таки обратились после летних пожаров в ГУ МВД и Следственный комитет с требованием расследовать инциденты. Ответ авторы обращений ждали до начала августа.
— В Следственном комитете нам в итоге заявили, что передали все материалы сотрудникам полиции, — пояснила Анна Капитонова в день заседания сносной комиссии КГИОП 17 августа.
Шаг вперёд?
По итогам мероприятия комиссии пресс-служба ведомства распространила пресс-релиз. В этом документе приводятся слова начальника КГИОП Сергея Макарова. Чиновник подчёркивает: представленное — это только концепция. Позднее членов рабочей группы ознакомят с эскизным проектом с визуализацией архитектурных решений.
— Доработанная концепция ООО «Проектная культура» предполагает сохранение первого-пятого этажей лицевого флигеля и воссоздание аварийных шестого этажа и мансарды, а также восстановление конфигурации дворовых корпусов, что позволит сохранить исторический облик комплекса, — отмечается в пресс-релизе и добавляется, что члены комиссии сочли обновленный вариант «огромным шагом вперёд».
По словам заместителя председателя КГИОП Алексея Михайлова, наконец-то представлен полноценный проект организации работ, в котором убедительно доказывается возможность сохранения лицевой части здания. Проектировщиками, в отличие от предыдущих версий, предложено восстановить планировочное решение дома практически целиком, и проработаны вопросы восстановления архитектурного решения верхних этажей.
— Работа проведена большая, мы недаром отклоняли этот проект не один раз. Данное решение компромиссное, позволяет сохранить историческую часть здания и реконструировать объект, вдохнув в него новую функцию, — уверен Алексей Михайлов.
Не четыре, а целых пять
Как считает Анна Капитонова, несмотря на все громкие слова чиновников, в рамках откорректированной и рекомендованной версии теперь предложено сохранить лишь пять этажей лицевого корпуса, а всё остальное в итоге пойдёт под снос. Не помогут и заявления о сохранении конфигурации, а не непосредственно самих исторических дворовых корпусов.
Мнение о том, что в проекте нет ничего принципиально нового, за исключением «дополнительно спасённого этажа», который ещё месяц назад предлагали только снести, разделяет и депутат ЗакСа Борис Вишневский.
— Там хотят уничтожить все дворовые корпуса. Также планируется предусмотреть выход на расселённый детский сад, на месте которого может появиться многоэтажный дом, — пояснил парламентарий.
По словам Бориса Вишневского, у градозащитников претензии к проекту имеются по двум фронтам. Во-первых, это желание проектировщиков снести всё по максимуму, тогда как технологии XXI века позволяют сохранить до 70 — 80% здания. Кроме того, непонятно, почему памятник необходимо отдавать именно структурам Бориса Эйфмана, и там много где в городе уже реализовавшим свои проекты, в том числе, за счёт городской казны.
— Почему этот памятник нужно отдать именно под апартаменты для Академии танца Эйфмана с его ненасытными аппетитами? Сколько всего им уже было отдано в городе, и когда им наконец уже хватит? — задался вопросом депутат.
Сама Академия танца Бориса Эйфмана распахнула свои двери на Большой Пушкарской, 14Б в августе 2013 года. На месте бывшего памятника — кинематографа «Ассамблея», построенного в 1913 году — по проекту Никиты Явейна возвели зал-трансформер, бассейн с тренажёрным залом, 14 балетных залов, столовую и пансионат.
В 2017 году Академия расширилась за счёт здания бывшей школы № 91 на Введенской улице, 3А. Петербуржцам обещали: частично объектом смогут пользоваться петербургские дети, живущие на Петроградской стороне. В реконструкцию и возведение школы, завершившиеся в 2019 году, вложили 2,2 млрд рублей из городской адресно-инвестиционной программы.
В марте 2019 года Академия получила помещения бывшего склада Канатной фабрики Гота на Петровском острове на Петровском проспекте, 20. Здесь открылись художественные мастерские Театра балета Бориса Эйфмана.
Около полутора лет назад Setl City предоставила собственные средства на проектирование общежитий для Театра танца и Академии балета Бориса Эйфмана, а также выступила заказчиком изыскательских работ. Градозащитники продолжают на автомате связывать девелопера с финансированием проекта.
Как заверили 78. ru в холдинге, к новой версии проектных работ компания больше не имеет никакого отношения.
— В настоящий момент мы не имеем отношения к этому проекту. 1,5 года назад осуществили разово в целях благотворительности финансирование работ по проектированию, — заявили, в частности, в пресс-службе компании.
В пресс-службе Академии танца сообщили, что также не занимались финансированием подготовки нового документа и напомнили: чиновники так и не передали дом Басевича в оперативное ведение заведению. Кто заплатил за новую версию, неизвестно. Но, по словам градозащитников, это и не так важно. Главное, что над домом Басевича снова нависла угроза уничтожения.
Пока же градозащитники ждут официального заключения чиновников КГИОП о возможности реализации проекта. После чего активисты намерены идти в суд и бороться за спасение памятника до полной победы. Ранее дом Басевича хотели включить в городскую программу «Молодёжи — доступное жилье».