Не по карману: автобусным остановкам Петербурга ищут новый формат
После корректировок бюджета Петербурга из-за необходимости выделить средства на борьбу с коронавирусом финансирование КРТИ в части обустройства остановок рекордно сократилось. Если раньше на эти цели хотели потратить 1,06 млрд рублей в 2020 году, то теперь осталось лишь 62 млн рублей. Остановки «пали жертвой» пандемии вслед за переносом на 1 ноября 2021 года транспортной реформы, для которой и требовались.
В соответствии с программой?
Согласно одному из ключевых тезисов перенесённой транспортной реформы, с её вступлением в действие перевозчиков должны были обязать останавливаться только на остановках, а не по требованию пассажиров, если это не противоречит ПДД, как это происходит сейчас. Для этого город и запланировал потратить средства на создание новых объектов. При этом на реформу заложили изначально 10 млрд рублей, которые потом и срезали в ходе корректировок. В настоящее время они утверждены ЗакСом во втором чтении. Однако, как известно, третье рассмотрение законопроекта по корректировкам носит технический характер и не меняет уже заложенных в документ параметров.
Согласно опубликованной на сайте КРТИ адресной программе «Расходы на устройство остановочных пунктов городского пассажирского транспорта Петербурга», в 2020 году на новые остановки хотели потратить 1,06 млрд рублей, в 2021 — 1,09 млрд, в 2022 — 1,05 млрд. Таким образом, общее финансирование за три года должно было составить свыше 3 млрд рублей.
Как заверили в пресс-службе КРТИ, в настоящее время работы по обустройству остановок ведутся в соответствии с адресной программой. Между тем, как сообщили 78.ru в комитете финансов Смольного, на этот год «бюджет с учётом корректировок на обустройство остановочных пунктов (КРТИ) — 62 млн рублей.
В пресс-службе КРТИ цифры приводить отказались, сославшись на то, что точные лимиты финансирования по данному направлению будут доведены до ведомства после утверждения правительством Петербурга закона о бюджете. Не надо быть экспертом, чтобы предположить, что в такой ситуации КРТИ придётся экономить.
Пока в процессе
Как рассказали в пресс-службе КРТИ, ведомство рассматривает возможность отказа от устройства заездных карманов и выполнения работ по переустройству инженерных коммуникаций на ряде остановочных пунктов.
— В настоящее время данный вопрос прорабатывается. После проработки возможно будет определить стоимость работ и, исходя из этого, обозначить предположительное количество возможных остановок, — пояснили там.
В пресс-службе добавили, что после завершения строительства посадочных площадок и установки павильонов ожидания организатор перевозок впоследствии планирует оснастить их необходимыми информационными средствами, которые позволят пассажиру сориентироваться по маршрутам движения общественного транспорта (интервал движения, время прибытия и т. д.).
При этом ранее экс-глава КРТИ Сергей Харлашкин говорил о том, что затраты на создание остановки могут составлять от 2 до 20 млн рублей в зависимости от типа. В среднем расходы оценивались в 10 млн рублей. Таким образом, если взять самые минимальные расценки в городе можно будет создать только 31 новую остановку. Для транспортной реформы их требовалось 500.
Во благо или во вред?
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин считает, что если в КРТИ срежут финансирование вообще по всем карманам, то петербуржцам будет только лучше в итоге.
— Такие объекты одно время в городе лепили, где только нужно и не нужно. Хотя ГОСТ, на который ссылались чиновники, этого совсем не требовал. В карманах зимой скапливается снег, слякоть и вечно стоит хлябь. Летом там паркуются автомобили, в итоге доступ к общественному транспорту перекрывается. Это большая проблема для маломобильных групп населения и пожилых, — поясняет он.
Член совета городского и Ленинградского областного отделения «Всероссийское общество автомобилистов» Александр Холодов уверен, что в каждом случае к вопросу о создании карманов надо подходить в индивидуальном порядке и смотреть на дорожную обстановку.
— Я знаю в городе три места, где без карманов гарантированы аварии. Это происходит потому, что некоторые автомобилисты торопятся, не хотят ждать, пока пассажиры сядут в автобус, и выезжают на «встречку». Речь идёт, например, об улице Цимбалина, улице Есенина, хотя там сейчас проблема уже решена, дороги около парка в Пушкине, где есть одностороннее движение. С другой стороны, я допускаю и то, что где-то карманы совсем не нужны, — говорит он.
В пример Александр Холодов приводит широкие пятиполосные трассы, где ни один нормальный водитель «не сунется на крайнюю правую без необходимости экстренно остановится». По его словам, не нужны карманы и там, где уже есть выделенные полосы движения для общественного транспорта.