Счёт на миллиарды: автодилеры могут потянуть за собой в банкротство заводы
Как и подавляющее большинство отраслей бизнеса, автодилеры готовятся к худшему сценарию развития событий, но продолжают надеяться на лучшее: федеральные и региональные власти вряд ли бросят в самостоятельное плавание «анклав», где трудятся миллионы по всей стране. Между тем, даже после открытия автоцентров отток покупателей там может составить треть от существовавшего в стандартных условиях. На восстановление бизнеса потребуются теперь годы.
Цепная реакция
Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов сумму еженедельных убытков автодилеров в Петербурге от простоя оценивает в 3 млрд рублей. Соответствующие потери будут и далее. Как подчёркивает Игорь Седов, у отрасли свои особенности: обороты большие, но маржинальность маленькая. Это 2% от чистой прибыли. Получается, что маржинальность в современных условиях очень быстро снижается, так как надо платить зарплату, аренду и т. д.
— Что делать в этой ситуации, лично я не знаю. Так же надо понимать, что автодилеры потянут за собой заводы, которые сейчас запустили. У таких площадок нет распределительных центров по продаже машин. Система организована таким образом, что продажей всегда занимались именно дилеры. На перестройку продажных схем уйдёт, по меньшей мере, три-четыре месяца. Всё это время автомобили будут стоять у производителей, — поясняет он.
С тем, что в перспективе пострадают автопроизводители, согласен и Эдуард Маркман, курирующий направление Renault в ГК «Автопродикс».
— Да, им работать разрешили, но свой товар таким организациям придётся ещё долго отправлять на склад. Это именно мы в нашей большой цепочке делали машины ликвидными на рынке. То есть, у таких предприятий оборота не будет, при этом зарплату выплачивать всё-таки придётся. Встаёт вопрос, почему закрыли именно нас? Ведь большинство дилерских центров гораздо не меньше помещений тех же продуктовых ретейлеров, где в залах могут находиться одновременно до 1000 человек. Банкам деятельность разрешили, но мы могли бы обеспечить такие же условиях работы, как там: нахождение одновременно не более 50 человек и соблюдение дистанции, — заверяет он.
По словам Эдуарда Маркмана, убытки могут быть и больше 3 млрд рублей в неделю.
— Цифра в 3 млрд рублей спорна. Здесь надо смотреть, как считали: по минусу от операционной деятельности или по недополученному обороту. Проще подсчитать по другой схеме. В месяц при стандартной ранее ситуации продавали 160 000 автомобилей. Цена была за машину в среднем по рынку 1,3 млн рублей. В Петербурге реализовывали 13 000 —14 000 автомобилей при таком же ценнике. Теперь продажи встали на ноль. Если перемножить эти цифры и разделить на четыре недели в месяц получается около 4,5 млрд рублей, — поясняет эксперт.
Генеральный директор сети дилерских центров «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий ситуацию с убытками видит в менее драматичном свете.
— Есть вопросы к тому, как был подсчитан для отрасли по Петербургу еженедельный убыток в размере 3 млрд рублей. По моим данным, годовая прибыль всех дилерских центров в Северной столице может оцениваться в 5-7 млрд рублей. Я считаю, что убытки за один месяц простоя не будут носить столь эпические размеры. Речь идёт о упущенной выгоде не более, чем 1 млрд рублей. Но для всех важнее другие цифры: сейчас у нас закуплено продукции на 30 млрд рублей, взято кредитов (в том числе обеспеченных автомобилями) на 60 млрд рублей, — поясняет Роман Слуцкий.
Он напоминает, что далеко не все автопроизводители запустились. Например, не приступил к работе завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Там, вероятно, сочли, что работать на склад бесперспективно.
— Есть и ещё одни очень важные цифры: всего только в дилерских центрах Петербурга трудятся около 30 000 человек. Но есть и смежные отрасли. Это не только заводы, но и поставщики услуг, предприятия в сфере клининга и т. д. Так что фактически речь идёт о гораздо большем количестве людей, которые пострадают в виду простоя, — выражает тревогу Роман Слуцкий.
Есть ли свет в конце тоннеля?
Эдуард Маркман отмечает, что с понедельника, 6 апреля, в Петербурге разрешили открыть автосервисы, это немного поможет отрасли. В Москве навстречу дилерам до сих пор не пошли.
— Возможно, для нас не так страшно закрытие сейчас, как падение последующего спроса населения после снятия режима карантина. Оптимисты считают, что из-за падения доходов россиян продажи уменьшатся на 30%, пессимисты на — 50%. Но все сходятся в цифре 30%, — поясняет он.
С оценкой по падению в 30% согласен и Роман Слуцкий.
— Нам важно удержаться на этой цифре. Такой спад, скорее всего, мы будем наблюдать пять-семь месяцев. На восстановление отрасли уйдёт не один год, — полагает он.
Роман Слуцкий подчёркивает: так же важно, сколько продлятся ограничительные меры. Если речь идёт о трёх-четырёх месяцах, то это будут уже новые реалии.
— С другой стороны, я могу предположить, что отрасли в ближайшие недели могут быть предложены послабления, а по мере стабилизации ситуации государство подготовит программы поддержки и стимулирования покупок автомобилей у населения, как это было после 2014 года. Никто не бросит такую сферу, как автопром, где задействованы миллионы россиян, — уверен он.
Вместе с тем, по оценкам участников рынка, обанкротиться могут около 35% автодилеров. Однако произойдёт это не сразу, а к концу году. В пример приводится признание несостоятельной «Балтавтотрейд» Петра Тиньгаева. Там процессы растянулись почти на год.
Как добавляет Игорь Седов, не станет для автодилеров «палочкой — выручалочкой» и интернет-коммерция, которая сейчас на пике популярности.
— Интернет-торговля — это не наша история, и нас не спасёт, так как она только начала развиваться. Кроме того, в условиях самоизоляции люди не готовы приобретать машины on-line. Это всё-таки не продукты и непродовольственные товары первой необходимости. Спасают немного сервисы по ремонту автомобилей, однако этого недостаточно для всей отрасли, — поясняет он.
С кем попрощаемся?
По словам Игоря Седова, в условиях пандемии спрос на новые автомобили упал на 80%, на б/у ещё больше.
Эдуард Маркман полагает, что в перспективе выживут марки премиум-класса. В марте, несмотря на всё, по ним был рост продаж. Так, за Mercedes и Toyota имелись очереди.
— Сейчас такого, конечно, нет. Масс-маркет просядет сильно. Объяснить такую тенденцию просто: премиум-сегмент приобретают люди обеспеченные, у них есть подушка безопасности. Те, кто выбирал между Renault и КIA, никогда не смотрели в сторону Mercedes. Теперь, BMW, Mercedes, Toyota — это наше всё. У Audi меньше шансов выжить, так как там производитель демонстрировал не самую лучшую политику и не шёл на скидки. Также жив остаться может Volvo. Все остальные умрут, — пессимистично прогнозирует он.
Роман Слуцкий считает, что выжить в такой ситуации смогут те автоконцерны, у которых есть производства или контрактная сборка в России. Это КIA, Hyundai, Ford, Haval, Mazda, Toyota, Nissan, LADA, Renault, VW, Skoda, Mercedes, BMW, Peugeot, Citroen, Mitsubishi. По словам Романа Слуцкого, возможно, рынок покинут некоторые марки, которые ориентированы на чистый импорт.
Напомним, ранее стало известно, что петербургские автодилеры направили письмо градоначальнику Северной столицы Александру Беглову с просьбой включить их бизнес в список сфер деятельности, наиболее пострадавших от COVID-19. Под обращением имеются подписи представителей 20 компании.
Ранее 78.ru рассказывал, как чувствуют себя в рамках пандемии городские таксисты и коммерческие перевозчики пассажиров.