Культура
17:458 апреля 2020

Первый мультипликатор России: как танцор Мариинского театра создал новый вид искусства

Российская анимация за более чем 100 лет своего существования дала миру немало признанных (и не очень) шедевров. 8 апреля мы празднуем День российской анимации — а значит, самое время узнать тайну её появления на свет.

Александр Ширяев/ Фото: wikimedia.org

Искусство вопреки запретам

Мало кто об этом знает, но родоначальником российской анимации был петербуржец, танцовщик, репетитор и балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Именно он более сотни лет назад, в самом начале XX века, создал первые в нашей стране кукольные мультфильмы — с использованием любительской камеры, а также кукол и декораций, изготовленных им собственноручно.

Ширяев был внуком (правда, незаконнорождённым) знаменитого в своё время балетного композитора Цезаря Пуни. С малых лет он выступал на сцене, а в 1885 году окончил Санкт-Петербургское Императорское театральное училище — при этом, среди его преподавателей были великие Мариус Петипа, Платон Карсавин и другие знаменитые балетмейстеры.

Путь Ширяева к мультипликации начался, как ни странно, с запрета. Во время одной из своих поездок в Лондон танцовщик купил кинокамеру Biokam, снимавшую на 17,5-мм плёнку. Сначала он использовал её для развлечения и съёмок своей семьи, но позже обратился в Дирекцию императорских театров с предложением снимать на видео мариинских балерин.

Александр Ширяев/ Фото: wikipedia.org

Будучи энтузиастом, он предлагал свои операторские услуги совершенно бесплатно. Но ему не только отказали — ему категорически запретили заниматься подобными вещами. Если бы не это странное решение Дирекции, сейчас у нас могла бы быть коллекция кинофильмов из жизни Мариинского театра конца XIX - начала XX веков.

Кукольный балет — удивительный и уникальный

Но судьба распорядилась иначе, и вместо этого в России появился первый — правда, долгое время неоценённый и неизвестный — мультипликатор. Ещё до того, как камера попала к нему в руки, Ширяев использовал в своих репетициях и постановках 20-25-сантиметровых кукол из папье-маше. Он делал им сам дома, причём каркас этих кукол состоял из проволоки, а все конечности были подвижны.

Этих кукол он одевал в бумажную одежду героев своих балетов, после чего расставлял в нужных сценических позах. Такой метод позволял режиссёру оценить красоту придуманных им движений и расположение танцовщиков, сочетание поз и прочие важные сценические моменты без участия актёров.

Когда Ширяев получил отказ в съёмках, он сразу вспомнил о куклах. У себя дома, в одной из комнат балетмейстер обустроил целый павильон, где с 1906 по 1909 года снимал мультипликационные фильмы в смешанной технике. Он сам создавал не только удивительно красивых и анатомически точно копирующих человеческие фигуры кукол, но и сцену, костюмы и все декорации.

Часть декораций, как и в реальном балете, были рисованными, часть — объёмными. Двигая кукол, Ширяев покадрово снимал свои удивительные мультфильмы, которые с ювелирной точностью повторяли балетные постановки Мариинского театра того времени.

Кадр из мультфильма «Пьеро-художники»  Фото: wikipedia.org
Кадр из мультфильма «Пьеро-художники»/ Фото: wikipedia.org

Это кажется невероятным, но чёткость и детальность танцевальных движений, которые совершали куклы в руках Александра Ширяева, была такой, что по его плёнкам даже сейчас можно в мельчайших подробностях восстановить постановки более чем вековой давности, понять особенности движения артистов того времени и отличие танцев XIX века от современного нам балета.

Работа, которую проделал первый мультипликатор России, была просто огромной. Первый мультфильм он снимал три месяца, и, по легенде, протёр дыру в паркете «съёмочной комнаты» из-за того, что постоянно курсировал между «съёмочной площадкой» и камерой. Декорации кукольной сцены Ширяев оснастил электрическим освещением и даже не поленился сделать многоярусные театральные кулисы.

Гений, опередивший своё время

Для своего мультипликационного балета «Пьеро и Коломбина» Александр Ширяев создал около 7500 рисунков. До него никто в мире не занимался подобной анимацией. Но сам мультипликатор не думал о том, что является родоначальником нового вида искусства. Свою анимацию он использовал в обучающих целях, показывая студентам-танцорам и балеринам. Для него важно было запечатлеть поставленный танец точно таким, каким он был в реальности.

Балетмейстер использовал в своей работе плёнки 35 и 17,5 мм, а также сам делал рисованную раскадровку перед каждым этапом съёмок мультфильмов. Но почти сотню лет его работы были никому не известны. До конца XX века первым в России мультипликатором и первым во всём мире создателем кукольных фильмов считался Владислав Старевич — биолог, снимавший мультфильмы с жуками в главных ролях. Его первый мультфильм Lucanus Cervus был создан в 1910 году. А 12 апреля 1912 года он представил свой анимационный фильм «Прекрасная Люканида», в котором жуки «отыгрывали» сцены из рыцарских романов. Именно поэтому День российской анимации мы отмечаем 8 апреля.

Кадр из мультфильма »Прекрасная Люканида
Кадр из мультфильма "Прекрасная Люканида", 1912/ Фото: kinopoisk.ru

Однако в 1995 году исследователь истории кино Виктор Бочаров получил от балетного фотографа Даниила Савельева сохранившиеся у того архивы, среди которых были удивительные киноплёнки Ширяева. Через восемь лет Бочаров представил публике часовой фильм «Запоздавшая премьера» с фрагментами работ Ширяева.

После премьеры британская мультипликационная студия Aardman Animations и Фестиваль немого кино в итальянском городе Порденоне помогли отреставрировать и оцифровать мультфильмы первого российского аниматора. По мнению основателя Aardman Animations Питера Лорда, мультипликационные фильмы Александра Ширяева на много десятилетий опередили своё время.

Культура ИсторияМариинский театр
Маргарита Звягинцева
Другое по теме