Прямой эфир

Норштейн — о том, почему не любит компьютерную мультипликацию и современные мультики

Елена Кобзева
14 ноября 2019, 18:39
Создатель «Ёжика в тумане», признанного лучшим мультфильмом всех времён, дал эксклюзивное интервью 78.ru.
Фото: Tatiana Braslavskaya/ globallookpress.com

О русской сердечности

Юрий Норштейн — признанный классик советской мультипликации, автор «Ёжика в тумане», многих мультфильмов о Чебурашке и других шедевров отечественной анимации, хорошо известных каждому русскому человеку. Мультипликатор приехал в Петербург, чтобы посетить Международный культурный форум, и побеседовал с журналистом телеканала «78».


Признанный гений анимации уверен: одной из главных проблем современных мультипликаторов является чрезмерная любовь к технологиям. Доверяя компьютеру слишком многое, люди лишают себя главного:

— Мы упустили самое важное — упустили сердце. У Пушкина есть замечательные строки:
«Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…»
Мы это знаем и по истории. Наполеон был тираном, Сталин был тираном… Мы знаем, во что превращается человек, который может быть идеально образован, но не имеет сердца. Подлец, мерзавец, сволочь, скотина! Других слов для него не может быть найдено.

Юрий Норштейн отметил, что сегодня в таком положении вещей нет вины авторов.

— Просто об этом мы не говорили на протяжении последних 30 лет, а об этом надо говорить каждый день, и каждый день вспоминать Александра Сергеевича! И не только его. Потому что чем отличаются вообще русская литература и русское искусство? Это совершенно невероятная сердечность.
Фото: Genrietta Peryan/ globallookpress.com
Фото: Genrietta Peryan/ globallookpress.com

Мультипликатор вспомнил широко известную картину Александра Иванова «Явление Христа народу» — её художник писал долгие годы. Но за эти годы он вложил в свою работу такую огромную часть собственного сердца, показал настолько глубокое «вхождение в психологию ситуации», что картина поражает с первого взгляда уже далеко не первое поколение.

— А передвижники? Они же возникли на основе конфликта с академизмом, потому что академизм пришёл к холодности, он перестал видеть человека. И тогда Крамской стал вождём этого движения, и он сказал: «Мы будем делать другие сюжеты, мы повернёмся к народу, к жизни народа». И это сразу сделало картину бытия и живописи совершенно иной!

Ещё ярче, подчеркнул режиссёр и мультипликатор, эта русская сердечность проявилась в нашей литературе — в произведениях тех же Пушкина, Лермонтова и Чехова. Но в последние десятилетия её отечественном искусстве почти не стало…

— Хотя разговор, вроде бы, о мультипликации, а она как будто не должна заниматься такими проблемами — но, на самом деле, это не так. Если мультипликация не делает детей счастливыми, не открывает им новый мир, который до этого был закрыт и вдруг поворачивается к ним совершенно необычной стороной, мы не можем называть это искусством. Это, действительно, большая проблема сегодняшнего времени.

Технологии против творчества

Как виновата в «отсутствии сердца» у современной анимации в частности и современного искусства в целом повальная цифровизация? По мнению Юрия Норштейна, мы слишком привыкли во всём полагаться на компьютер, и это лишает нас важного момента «душевного труда».

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Если говорить о мультипликации, сегодня компьютер легко может сфабриковать то, что сделано ручным трудом. Это всё возможно, но это оскопляет человека, сидящего за компьютером. Ему радостно, что не нужно делать усилие: компьютер всё сделал и сделал прекрасно. Но у него в этот момент не произошло умственного усилия! Даже читать стихи, литературу, серьёзную, хорошую, мощную, Достоевского, Чехова — нужно умственное усилие!

Сам Юрий Норштейн категорически отрицает использование компьютерной анимации в своей работе. Он уверен: чтобы труд человека обрёл ту самую сердечность, ему необходимо пройти через человеческие руки.

— Технологии — это замечательно. Но к компьютеру приделать сердце невозможно, это дело человеческое. Это то, о чём Маяковский говорил: «Мельчайшая частица живого важнее всего, что я сделаю и сделал». Вот пока мы не придём опять к ощущению того, что вокруг нас люди — с живым сердцебиением, со своими страстями, с переживаниями, чувствами, с трагедией, со счастьем, — мы не получим искусства настоящего.

Режиссёр вспомнил и популярный советский «Марш авиаторов» со строчкой:

«А вместо сердца — пламенный мотор!»

Фото: Tatiana Braslavskaya/globallookpress.com
Фото: Tatiana Braslavskaya/globallookpress.com
— «Пламенный мотор» иметь вместо сердца хорошо для оздоровления организма, но для оздоровления чувства нужно другое.

В беседе Юрий Норштейн посетовал также на угасание сочувствия друг к другу между современными людьми.

— Сегодня произошла и другая вещь: мы отстали от сопереживания, мы не хотим приближать к себе чужую беду… А творчество начинается там, где есть абсолютная искренность, абсолютная жажда открыть истину, жажда сочувствия к человеку. Вот тогда мы можем говорить о творчестве. Иначе остаются только технологии.

О независимом кино и анимации

Много лет назад, в 1993 году Юрий Норштейн вместе с мультипликаторами Андреем Хржановским, Фёдором Хитруком и Эдуардом Назаровым создали легендарную студию «ШАР» — «Школу аниматоров и режиссёров». Студия и сегодня занимается созданием авторской анимации, которой больше подходит определение «настоящее искусство». А студентов здесь учат относиться к своей работе не как к рутине, а «с сердцем».

Сейчас сам Норштейн не занимается преподаванием в студии, но о преподавании своих коллег он отзывается с восторгом.

Фото: школа-студия «ШАР»
Фото: школа-студия «ШАР»
— Студия «ШАР» должна гордиться и самим фактом своего существования, и выпускниками, и фильмами, которые она делает, — подчеркнул мультипликатор. — Могу сразу назвать фильм «Умба-Умба» режиссёра Бриллиантова — это абсолютно замечательное произведение искусства! Это воплощение тех знаний, которые режиссёру дали на курсах Ваня Максимов, Андрей Хржановский и другие классные преподаватели. Этот фильм исполнен мастерства, чувства стиля, сочувствия к происходящему и юмора. Вот эти вещи в сложении и образуют замечательное кино.

Режиссёр подчеркнул, что в наши дни среди молодёжи достаточно талантливых авторов, и нужно быть совершенно дремучим человеком, чтобы брюзжать, что «молодёжь пошла не та».

— Но дайте им возможность работать! В конце концов, дайте им возможность показать это на экране, а не только в компьютере! Это должно быть показано на телевидении, и должна быть передача, которая связана с этой школой, этими студентами, режиссёрами и так далее. 30-40 лет назад всё это было, а сейчас этого нет…

Сегодня на экране телевизоров — исключительно «индустриальная мультипликация», та самая, что сделана «без сердца», на одних лишь технологиях, отметил Юрий Норштейн. А авторское анимационное кино просто не имеет ни выхода к зрителю, ни денег на собственное существование.

Фото: Igor Gnevashev/ globallookpress.com
Фото: Igor Gnevashev/ globallookpress.com

Именно этот факт и подтолкнул известного мультипликатора к идее создания в России Гильдии независимого кино:

— Задачи очень простые: раз нас не хотят слышать в сообществе индустриальной мультипликации, значит, мы должны отделиться. Раньше студия «Союзмультфильм» выпускала всё, и три-четыре фильма в год были рулевыми, открывали новое в мультипликации. Я уж не говорю про Хитрука, он один — целая академия. Теперь, если уж действительно не хотят нас слышать, у меня другого выхода, как только отдельно организовать школу авторской анимации, нет. И мне кажется, это принесёт свои плоды.

К сожалению, пока это только планы — потому что на подобные проекты всегда нужны деньги, и немалые. К тому же, сам проект вряд ли принесёт большие дивиденды его участникам, будь то преподаватели или студенты.

— Но сам факт, что может появиться такой круг творческих молодых людей, он делает твою жизнь гораздо более счастливой, наполняет смыслом, — поделился режиссёр. — Ты чувствуешь, что жизнь продолжается, и продолжается мысль, которая была заложена тысячи лет назад. Потому что мы должны оглядываться туда — и в Древнюю Грецию, и в эпоху Возрождения, и в русскую литературу — вот откуда мы должны черпать! Вот из этого колодца мы и должны брать чистую воду.