Найти работу в разгар пандемии: как меняется рынок труда в Петербурге и кому хуже всего?

28 мар, 21:03
Маргарита Звягинцева
Неделю посидеть на каникулах рад каждый взрослый и достаточно уставший от жизни человек. Но не все могут это себе позволить — кто-то и сейчас мечется в поисках работы, думая о хлебе насущном. Что происходит на рынке труда сегодня?
Фото: Sebastian Gollnow/ globallookpress.com

Все на удалёнку?

Закрытые торговые центры, кафе, кинотеатры и фитнес-клубы — это не только отсутствие развлечений для горожан, но и большие проблемы для бизнеса. А бизнес — это рабочие места, зарплаты, возможность оплачивать коммунальные услуги, покупать продукты, кормить и одевать детей. За время эпидемии могут разориться многие работодатели. А значит, сотни людей потеряют работу. Не говоря уже о том, как трудно найти её сейчас тем, кто лишился рабочего места раньше.

Всех, кто способен работать удалённо, призывают переходить на работу из дома. Паблики в соцсетях голословно и громко заявляют, что на работу онлайн «перешли 80% россиян». Все мы понимаем, что такое невозможно физически и технически. Каковы же реальные цифры? Об этом мы спросили эксперта.

Как отметила Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы рекрутинговой компании HeadHunter по Северо-Западу, количество удалённых вакансий на сайте hh.ru увеличилось в марте 2020 года почти два раза в сравнении с мартом 2019 года. Но в эру тотальной цифровизации мы пока не вошли.

— На долю вакансий с «удалёнкой» всё равно приходится не больше 2% всех вариантов занятости в городе. Это немного, учитывая предложение на рынке труда со стороны соискателей. В основном, это предложения о работе для менеджеров по продажам, программистов и разработчиков, телемаркетологов и операторов колл-центров, Digital-маркетологов, SMM-менеджеров, специалистов технической поддержки и других подобных специалистов, — отметила Ирина Жильникова.
Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com

Конечно, лидируют тут айтишники — по словам эксперта, в сфере ИТ, интернета и телекоммуникаций 46% от всех вакансий имеют вариант удалённой работы. В сфере продаж, а также в области маркетинга и PR опция «удалёнки» есть у 19% вакансий по Петербургу. В сфере образования и науки — уже лишь 13%. В остальных областях — и того меньше.

Но даже если учесть, что перейти на «удалёнку» могут в масштабах всего рынка труда лишь немногие, цифровизация за время эпидемии и вынужденной самоизоляции всё равно войдёт в нашу жизнь ещё больше. Эксперт отмечает, что в данный момент наблюдается рост интереса ко всему, что связано с онлайн-активностью — это и интернет-магазины, и образовательные онлайн-платформы, и различные дистанционные сервисы.

— Поэтому вполне возможно, что всё больше бизнесов постепенно будут переходить в онлайн, если это осуществимо, — отмечает Ирина Жильникова. — Если говорить о сфере организации мероприятий, то уже сейчас заметен тренд по переводу мероприятий, опять же, в онлайн. Форматы вебинаров, марафонов, курсов, мастер-классов проходят активное тестирование среди разных целевых аудиторий.

В зоне особого риска

Кому сейчас грозит безработица в первую очередь? Кто может потерять своё место уже завтра?

Фото: Jennifer Cappuccio Maher  globallookpress.com
Фото: Jennifer Cappuccio Maher/ globallookpress.com
— Условно все риски, связанные со сложностями на рынке труда, я бы разделила на две группы — высокие и низкие, — рассказывает эксперт HeadHunter. В первую категорию попадают работники сфер искусства, развлечений, спорта, красоты, туризма, гостинично-ресторанного бизнеса, event-индустрии, которые уже сейчас столкнулись с большими сложностями. При плохом стечении обстоятельств в зону риска также могут войти представители сфер девелопмента, продаж, а также определённых сегментов производства, например, автомобильного бизнеса.

Автомобильного производства эпидемия уже коснулась: так, в Петербурге с 30 марта по 3 апреля приостановит производство компания Hyundai. А завод Nissan в городе не будет функционировать всю следующую неделю.

Самые сложные времена сейчас у сферы туризма — она полностью заморожена. На грани общепит и бары, музыканты отменили все концерты, организаторы мероприятий кусают локти. Сохранить заработную плату удастся не всем. Впрочем, Ирина Жильникова пока не даёт конкретных прогнозов для людей, занятых в этих областях:

— Судить о последствиях коронавируса для рынка труда Петербурга ещё рано, несмотря на то, что события развиваются очень быстро, и рынок труда одним из первых реагирует на любые изменения. Всё-таки прошло слишком мало времени для объективной оценки событий. Полная картина будет ясна по итогам месяца, то есть в начале апреля.
Фото: Oliver Berg  globallookpress.com
Фото: Oliver Berg/ globallookpress.com

Пока что с начала марта в Петербурге на hh.ru было открыто 46 900 вакансий — примерно столько же, сколько в марте прошлого года. Но реальность меняется, и к новому миру пытаются приспосабливаться и работодатели. Все — по-разному. Часть из них, по словам специалиста, действительно заморозила процесс подбора сотрудников, а все текущие расходы пытается максимально оптимизировать, дабы снизить неизбежные потери. Другие осваивают цифровое пространство — проводят собеседования по видеосвязи, активно начинают пользоваться чат-ботами и так далее. Есть и третья группа, отмечает Ирина Жильникова:

— Существенная часть компаний, которая всё же не остановила наём сотрудников, переносит выход на работу новичков на послекарантинный период.

Что делать и кто сможет выжить?

В сложное время многие хватаются за любую подработку. Люди чаще соглашаются на временную, проектную работу и фриланс. Как отмечает эксперт рекрутинговой компании, каждый четвёртый соискатель из Петербурга, разместивший резюме на сайте hh.ru в период с 1 по 23 марта 2020 года, был готов на частичную подработку. А 12% указали, что не против проектной работы.

Конечно, не для всех такой формат подходит.

— По проектам, в основном, готовы работать ИТ-специалисты (15% от всех резюме с проектным типом занятости в Петербурге в марте), начинающие специалисты и студенты (13%), маркетологи и PR-щики (11%), соискатели из сфер искусства, развлечений, медиа (9%), строительства и недвижимости (7%), — рассказала Ирина Жильникова.
Фото: Grzegorz Klatka  globallookpress.com
Фото: Grzegorz Klatka/ globallookpress.com

На частичную занятость также готовы, в первую очередь, айтишники — каждый десятый соискатель из этой области в Петербурге указал такую возможность в своём резюме за этот месяц. 9% соискателей из сферы продаж тоже готовы работать неполный день. Остальную часть составляют курьеры, администраторы, офис-менеджеры, операторы колл-центров и другой административный персонал.

Но не все смогут получить и работу на неполный день. Некоторые СМИ и вовсе предрекают гибель целых профессиональных сфер. Однако Ирина Жильникова рекомендует не впадать в панику преждевременно:

— Я бы не стала делать громких заявлений относительно исчезновения конкретных профессий с рынка труда из-за коронавируса. Есть определённые профобласти, которые в большей степени могут пострадать из-за затяжного карантина. Во-первых, это сегмент туризма, гостиниц и ресторанов, который переживает сейчас самые сложные времена. Во-вторых, индустрия развлечений, к ней можно отнести и кино, и искусство, и музыку, и сферу организации мероприятий. В-третьих, сферу услуг, будь то салоны красоты, спортивные клубы и другие организации, которые напрямую завязаны на клиентском сервисе. Есть свои риски и банковском секторе, например, для операционистов.

Кризис ударит и по разным областям непищевого производства, и, как следствие, по ретейлу.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Вопрос в том, как сейчас грамотно перераспределить ресурсы и сформировать чёткий план действий даже при самом плохом сценарии развития событий, — подчёркивает эксперт рекрутинговой компании. — То есть следить за тем, что происходит в выбранной и смежных сферах, в отрасли. Наблюдать за изменениями на рынке труда и понимать, на что ориентируются работодатели, то есть изучать тексты вакансий, дистанционно осваивать новые специальности, разумеется, если это возможно.
Другое по теме