Воин-реаниматолог на танцполе: как петербургский врач прошёл путь от рок-н-ролла к чилауту

10 мар, 19:03
Елена Кобзева
Легко ли совмещать работу анестезиолога-реаниматолога на скорой помощи и создание светлой, прозрачной музыки с флейтой и ситаром? Петербургский музыкант Артур Мустафин, он же Translippers, уверен: одно другому не только не мешает, но и способствует.
Фото: Александр Шаров

Работа сердцем

— Мой первый альбом — тогда у меня ещё не было железных синтезаторов и большого студийного сетапа, и я мог сочинять музыку где угодно, — и первый альбом у меня почти полностью сочинён на работе, — рассказывает Артур Мустафин, петербургский композитор, музыкальный продюсер и врач.

Музыкой, как и медициной, Артур занимается всю жизнь. Более 20 лет он проработал на скорой, и сейчас трудится анестезиологом-реаниматологом выездной бригады скорой помощи и авиационной медицины при больнице МЧС. Сам музыкант не видит ничего странного в таком симбиозе работы и творчества:

— Мне кажется, это обычное сочетание. У меня очень много знакомых докторов, которые занимаются, профессионально или полупрофессионально, музыкой. Дело в том, что неважно, где и кем ты работаешь, а важно, чем ты работаешь. И в медицине, и в музыке ты работаешь сердцем, и поэтому никакой разницы, в общем-то, нет.

В детстве Артур мечтал стать дрессировщиком кошек, но — не сложилось. Тогда он стал бас-гитаристом, а работать решил функциональным диагностом.

Фото: Marius Becker/globallookpress.com
— Это ЭКГ, УЗИ, такая достаточно кабинетная специальность, — объясняет наш собеседник. — Но жизнь повернулась так, что я оказался на скорой помощи и всю жизнь на ней проработал. Стал анестезиологом-реаниматологом, кардиологом, работал на специализированных реаниматологических подстанциях. Потом мне предложили работать в медицинском центре МЧС.

Две смены в неделю Артур посвящает возвращению людей к жизни, а всё остальное время отдаёт музыке. Которая получается удивительно воздушной и кристально прозрачной. Как это удаётся человеку, который постоянно встречается со смертью в своей работе?

— Работая реаниматологом, ты, конечно, периодически сталкиваешься с какой-то человеческой бедой, со смертью. Но я считаю, что в жизни мужчины такие случаи должны быть. Потому что мужчина — это всё-таки воин, и он должен иметь чёткое понятие об этих вещах, — отвечает Артур.

Наш собеседник уверен: если правильно подходить ко всему происходящему, правильно всё «переварить и обработать» в душе, то становишься только сильнее.

Фото: Александр Шаров
Фото: Александр Шаров
— И в дальнейшем ты более смело живёшь, более смело действуешь, более смело пишешь музыку.

Флейта, ситар и «душевный» синтезатор

Translippers создаёт электронную музыку в стиле чилаут, вплетая в неё то живые звуки японской флейты сякухати, то древний индийский инструмент ситар, то нежный женский вокал.

— История названия произошла от пространства, которое называется «чилаут» — это места на фестивалях для отдыха. Для отдыха от шума, движения и прочего беспокойства. Поначалу эти места были просто тихими, а потом люди придумали играть там тихую, спокойную музыку, которая примерно в ’90-х годах получила широкое развитие, — объясняет Артур. — Чилаут тоже делится на множество стилей, подстилей и течений. Если говорить о музыке Translippers — это, скорее всего, даб- и органик-чилл. Органик-чилл (Organic chill) — это музыка с использованием живых акустических инструментов. Даб (Dub) — это регги без слов.

Артур вплетает в свои треки латиноамериканские ритмы и самые разные этнические инструменты — как из электронных библиотек, так и из «реальной жизни». Часто он записывает в своей студии знакомых музыкантов либо собственную «аналоговую» музыку, которую позже использует в продакшне.

Но и профессия диджея, в которой человек не сочиняет музыку сам, а умело составляет «паззл» из того, что есть, заслуживает уважение, уверен музыкант:

— Это тоже большая и тонкая наука, и далеко не каждый умеет красиво сводить. Для этого нужен опыт, годы и самовоспитание, как ни странно, нужно очень большое. Потому что ты должен чутко чувствовать, чего хотят люди на танцполе, и, исходя из этого, подбирать следующую композицию. Так что эта профессия изжить себя пока никак не может. Это примерно так же, как когда фотоаппараты стали доступны, появилось очень много фотографов, а гениальных фотографов не прибавилось.

То же самое происходит сейчас и в диджеинге, разводит руками Translippers:

— Диджейское оборудование сейчас очень доступно. Его может купить каждый, даже ребёнок, если попросит родителей. Но это не значит, что талантов и гениев прибавится соответственно покупкам.


Другое по теме