В Петербург Найк Борзов привёз не только праздничное настроение, но и совершенно новые, никогда ранее не презентованные песни. Сейчас музыкант работает над новым альбомом, который планируется выпустить в 2019 году. В беседе с 78.ru он поделился информацией о грядущем релизе.
– Он будет не похожим на все мои предыдущие альбомы за последние десять лет. Не знаю, как его охарактеризовать, но это что-то новенькое. Это вообще моё новое движение, новая атмосфера, новый звук, новые песни. Он будет в чём-то романтичным, там будут и романтичные песни, – рассказал Борзов.
На концерте в Петербурге Найк исполнил три новые композиции – причём две из них до дня рождения музыканта не звучали ни разу. Речь идёт о песнях «Волны прошлого» и «Реакция на солнце». Ещё одну новую композицию, «Фрагмент», музыкант с командой исполнял ранее лишь раз, в январе, во время новогодних праздников.
– «Волны прошлого» – это сюрреалистическая, символическая зарисовка о любовной ностальгии, о переживаниях, связанных с потерей чего-то очень важного для тебя, – отметил Найк. – А «Реакция на солнце» – это такая летняя песня, где я пою, какая иногда реакция может быть на солнце. Но, так как я всё равно нахожусь в андеграунде, это песня скорее об аллергии на солнце.
Концерт в Петербурге стал вторым праздничным мероприятием в расписании музыканта. В сам день своего рождения, 23 мая Найк сыграл для московских фанатов. И это, по словам Борзова, был самый лучший день рождения, который только можно представить:
– Я проснулся не рано, собрался, приехал на площадку и, собственно говоря, весь день готовился к концерту. И ровно в восемь вечера, в то время, когда я родился, я вышел на сцену.
В анонсах к петербургскому концерту поклонникам Найка Борзова обещали «эмоциональные качели». Сам музыкант подтвердил – по-другому на его концертах невозможно:
– У меня песни совершенно разные по настроению, от дико, безумно весёлых до совершенно депрессивных. Поэтому это априори заложено на моих концертах.
Автор скандальной песни «Лошадка» о ценном грузе запрещённого белого порошка, в 2018 году Найк Борзов выпустил клип на новую провокационную песню – «Кислотный бог». В ярком четырёхминутном видео мелькают кубики сахара, заменяющие современным Евам яблоки, сам же музыкант поёт о «фейерверке в голове» и надеется, «что меня не разорвёт».
В беседе с 78.ru Найк отметил, что кислота – это собирательный образ, совсем не обязательно отсылающий к наркотикам.
– Для меня кислота и вся эта химическая история, связанная с изменением сознания, связана с Летовым – когда-то мне понравилась песня на одном из последних альбомов «Гражданской обороны», называется она «Слава психонавтам». И там есть такие слова: «Это кислотный дом для грустных жителей земли», – вспомнил Борзов. – На самом деле, кислота – это как некий символ, у кислоты может быть много разных развитий сюжетов, не только наркотических. Например, если бы мы не дышали кислородом, не окислялись – мы бы жили вечно.
Найк подчеркнул, что в песне не имел в виду «ничего наркотического»:
– Ну, может быть, совсем чуть-чуть. Чисто на ощущениях.
Поделился музыкант и историей создания яркой композиции:
– Песню эту я написал в Индии, в Гоа, когда там находился. Но ничего не употреблял ни во время, ни до этого, очень долгое время – то есть много лет, и написал её просто среди нескольких песен, которые создал за то время. Просто сидел на пляже ночью и сочинял текст, а музыка у меня уже была написана до этого. Музыку же написал просто: играл на бас-гитаре под прямую бочку и вот, придумал этот рифф.
Индия – страна, в которую искать себя и смысл своего существования отправляются сейчас многие наши соотечественники. И Найк отметил, что индийская культура и философия во многом ему близки, хоть он уже давно там не бывал.
– Это очень забавная страна, люди живут там в каком-то своём собственном измерении, – поделился музыкант. – Они радуются жизни именно таким образом, как под кислотой, но совершенно ничего не употребляя. У них и религия такая же, все эти синие слоны, их безумные боги, совершенно сумасшедшие и очень красивые, совершенно не похожие ни на что.
Борзов признался – ему нравится отношение к жизни в этой стране:
– У них интересная философия, интересный путь: они не боятся смерти, на похоронах они смеются, танцуют и поют, радуются за человека, а на свадьбах они плачут. Это забавно, это совершенно по-другому, и мне нравятся такие культуры, где ты попадаешь в совершенно другую символическую среду.
По мнению музыканта, индийская культура исключительно близка нашей «древней ведической славянской культуре». И сами индийцы, по наблюдениям Найка, очень переживают за русских, которые потеряли связь со своими великими корнями.
– И мы не хотим ничего менять, к сожалению, – печалится музыкант. – Убивать себя – это в природе человека, а в природе русского человека самоубийство – это вообще нормально, это хороший ход событий. То есть медленное самоубийство: алкоголизм, наркомания, нежелание отвечать за свою жизнь, иллюзии, вера в каких-то непонятных людей, которые [обманывают] по полной… Это всё демонизм, скажем так. И это тоже та же самая кислота.
Сам же Найк Борзов подчеркнул – он живёт и творит в своём собственном мире.
– Единственная задача человека – это созидание, – уверен музыкант. – Создавать и помогать другим людям двигаться, если они проходят более ранние жизни в этом бесконечном круге Сансары.
Мало кто знает, что Найк не только музыкант – за годы, прошедшие после взлёта на вершину популярности с песнями «Верхом на звезде», «Лошадка» и прочими, известными всем и каждому, он успел попробовать себя в разных видах творчества. Среди прочего Борзов играл в театре у Юрия Грымова.
В 2003 году Грымов поставил спектакль «Нирвана» о жизни Курта Кобейна. Сыграть самого рок-идола пригласили Найка Борзова. По отзывам критиков, роль удалась Найку великолепно – он практически слился со своим персонажем, заставив зрителя забыть, кто перед ними на самом деле.
О том, как же он попал в театр, рассказал сам Борзов:
– Слава Петкун посоветовал меня Юре Грымову. Сначала Юра не рассматривал непрофессиональных актёров на главную роль в этом спектакле. Но, когда мы познакомились, я попробовал, он сразу оценил – и дело пошло. Мне очень понравилось играть. Мы с Юрой недавно общались, он хочет дать мне ещё какую-то роль, в другом спектакле, у него есть какие-то идеи сейчас.
По словам музыканта, у него нет каких-то жанровых или тематических предпочтений, да и «спектакля мечты» тоже нет. И, в целом, всё равно, в какой постановке играть.
– Главное, чтобы это было очень круто сделано, чтобы была классная актёрская группа. Чтобы это не было что-то классическое, где люди просто ходят и выдавливают из себя какие-то эмоции. Это должно быть какое-то безумие, что-то сюрреалистическое, где человек может быть вообще совершенно разным или не быть человеком совсем, – поделился размышлениями Найк.
Впрочем, музыкант не прочь сыграть и в каком-то менее эпатажном спектакле, если это будет дело рук близких друзей, с которыми интересно и приятно работать вместе.
Были у Борзова и другие интересные творческие опыты. К примеру, в 2008 году вместе с Архипом Ахмелеевым он переложил в формат аудиокниги культовый роман Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Найк не только озвучил произведение, но и записал к нему оригинальный саундтрек.
– Дюк – по-своему борец с системой, и, возможно, в этом мы с ним пересекаемся, потому что разрушение каких-то устоев, границ сознания, разрушение мозговых окостенелостей и так далее, некая провокативность – в этом мы близки, – поделился Найк своим отношением к главному герою «Страха и отвращения…» Раулю Дюку. – Но во всём остальном мы абсолютно разные, у нас разные способы достижения этих целей. Но мне нравится само произведение, мне нравится сам автор.
Как отметил музыкант, ему близка эстетика таких писателей, как Хантер Томпсон или Чарльз Буковски – в них он чувствует «что-то своё».
– Это как бы песни дна, это красиво, – признался Найк.
На прошедший Новый год Найк Борзов сделал своим фанатам подарок – песню «Пойми и прости».
– Это я, наверное, попросил прощения за то, что альбома долго не было, – пошутил музыкант.
Действительно, новую пластинку от Найка ждут уже несколько лет. Но, по крайней мере, сейчас музыкант не молчит, как было после шумного успеха его альбомов 2000–2002 годов. Что же тогда, на пике популярности заставило Найка уйти в тень?
– Просто надо было подумать кое о чём, над собой, и, наверное, пройти вот этот момент… У меня был такой момент, несмотря на то, что я очень сильно поднялся, известность, популярность, вот это всё – тем не менее, в этот момент я очень круто оказался на самом дне, в личном и духовном плане. И вот этот когнитивный диссонанс очень сильно ударил мне по голове, и физически тоже сильно, – рассказал музыкант. – Я до сих пор восстанавливаюсь и собираюсь после этого периода.
Как признался Борзов, даже тех восьми лет, в течение которых он выдерживал паузу, оказалось недостаточно, чтобы прийти в себя после обрушившегося шквала популярности и «полностью восстановиться»:
– Для меня 2000–2003 год – это был очень страшный период. И вот после рождения дочери всё начало исправляться.
Именно в 2003 году у музыканта родилась дочь Виктория, и это событие помогло Найку справиться с внутренними трудностями. Обрести себя и внутреннюю гармонию музыкант смог не с помощью индийской философии, а благодаря поддержке семьи.
– Семья – это очень важно. Я раньше не воспринимал это, – признался Найк.