Общество
10:3028 февраля 2020

Формула E: безумные гонки на электромобилях по улицам мировых столиц

Электрический личный транспорт давно вышел за рамки «экспериментов богачей» и стал привычным зрелищем на улицах города. Но далеко не все знают, что ещё несколько лет назад электрокары завоевали и спортивный Олимп.

Фото: facebook.com/fiaformulae

Экстремальная гонка на уличных трассах

Формула E – это «Формула 1 будущего», электрический вариант автогонок, собирающий тысячи и тысячи зрителей по всему миру. В мероприятиях «электрической гонки» участвуют исключительно электромобили. И ни по зрелищности, ни по уровню адреналина главной гонке мира она не уступает.

Впервые гонки Формулы E прошли в 2014 году, а сам класс состязаний был основан в 2012 году. Идея «электрических гонок» принадлежит Жану Тодту – президенту Международной автомобильной ассоциации (FIA), проводящей чемпионаты Формулы 1 и множества других мировых гонок и ралли.

Главным отличием «электрогонки» от Формулы 1 можно считать расположение трасс. Практически всегда «E-гонки» проходят не на специально построенных автодромах, а на огороженных участках дорог в центре крупных городов – как правило, столиц разных стран. Вот как описал условия Формулы E автогонщик Себастьен Буэми:

– Вся гонка происходит в центре города. Мы едем, по факту, между стенами, одна ошибка – сразу авария. В Формуле 1 больше трек, больше места для поворотов.

Фото: facebook.com/fiaformulae

Такая трасса только добавляет гонке зрелищности. Другой особенностью Формулы E можно назвать короткий срок проведения итогового мероприятия. И тренировки, и квалификация, и главная гонка проходят в один день, в отличие от Формулы 1, где даётся три дня на всё. Это сделано, во многом, для удобства жителей городов, в которых проходит спортивное мероприятие – чтобы гоночная трасса не перекрывала центр надолго.

Электрические болиды: эволюция и трансформация

В 2012 году началось создание специального электрического болида для гонок нового формата. Предполагалось, что болид будет для всех участников одинаковым – чтобы ни у кого не было преимуществ. Разница могла заключаться только в дизайне, и то – в не определяющих его мелочах.

Одним из самых серьёзных отличий «электрической гонки» от гонок на машинах с классическим двигателем внутреннего сгорания на протяжении первых нескольких сезонов была необходимость менять болид в середине мероприятия. Дело в том, что первые «E-болиды» держали заряд только 25 минут, в то время как общая длительность гонки составляла 50 минут. Поэтому в середине заезда все участники отправлялись в боксы для смены машины, и на каждую команду приходилось по два болида.

Но в сезоне 2018-2019 г. на трассу выпустили новый электромобиль Gen2 с аккумулятором повышенной ёмкости, который был способен держать заряд 45 минут. Так отпала необходимость готовить по два болида на каждого участника и менять машину в середине гонки. Правда, общее время гонки было сокращено до 45 минут – против 50 минут, которые она длилась ранее.

Электроболид Gen2  Фото: wikimedia.org  N509FZ
Электроболид Gen2/ Фото: wikimedia.org/ N509FZ

В сезоне 2020-2021 был представлен новый вариант электроболида – Gen2 EVO. Новый автомобиль получил эффектный плавник по центру корпуса и новое переднее крыло. Кроме того, заднее крыло машины было поднято над колёсами, сделав их окончательно открытыми. Конечно, всё это не предел – болиды Формулы E эволюционируют с каждым годом.

О лошадиных силах и скорости

Гоночные электромобили практически не уступают «классическим» болидам на бензине по скорости и количеству лошадиных сил под капотом. По факту, современные болиды Формулы E способны выдать мощность в 340 лошадиных сил. Правда, на время соревнований количество «лошадей» урезается. Во время квалификации гонщикам доступно 305 лошадиных сил, а собственно во время гонки – только 272.

Впрочем, и этого хватает, чтобы разгоняться почти до 300 км/ч. А скорости 100 км/ч болиды Gen2 способны достичь всего за три секунды. Но, на самом деле, максимальная скорость здесь не нужна. Дело в специфике трасс, на которых проводятся заезды Формулы E.

Так как все эти трассы находятся в пределах города, они значительно короче и сложнее, с большим количеством поворотов и виражей, чем трассы Формулы 1. Длинных открытых участков на них просто нет, и разогнаться «до скорости света» фактически негде. Поэтому и максимум скорости практически никогда не достигается.

Фото: fiaformulae.com
Фото: fiaformulae.com

Однажды спортивный комментатор назвал Формулу E «шахматами с элементами бокса», и здесь трудно поспорить. Сложная трасса в сочетании с особенностями электродвигателя вносит в гонку свои коррективы. Пилоту нужно не разрядить машину раньше времени, чтобы не остаться у разбитого корыта недалеко от финиша, вписаться во все повороты и, при этом, не слишком экономить заряд. Интересно, что в новой модели Gen2 передняя часть корпуса была сделана более хрупкой – специально, чтобы пилоты старались избегать мелких столкновений, которые ранее не приносили никакого урона.

Сверхбыстрая зарядка

Отдельно стоит упомянуть о таком важном моменте, как зарядка гоночных болидов. Четыре года назад, в мае 2016 с Международной Автомобильной Федерацией начала сотрудничать итальянская компания Enel, которая уже более полувека, с 1962 года занимается передовыми технологиями в области энергетики.

Enel заведует на главных электрогонках мира умными системами зарядки, которые и обеспечивают энергией болиды. Сегодня специальные электростанции могут зарядить гоночный электромобиль всего за 10-15 минут – легко и очень быстро. Компания специализируется на инновационных методах выработки чистой энергии, в первую очередь – за счёт возобновляемых источников. Кроме того, Enel занимается «умными» сетями, счётчиками и другими подобным технологиями в сфере электроэнергии.

Фото: wikimedia.org  Matti Blume
Фото: wikimedia.org/ Matti Blume

Именно эта итальянская компания помогла Формуле E отказаться от использования двух гоночных болидов на одном этапе, предоставив сверхбыструю технологию зарядки Enel. Зарядная станция мощностью до 80 кВт позволила заряжать болиды полностью в короткие сроки, соответствующие техническим регламентам гонки.

Когда фанаты управляют возможностями пилотов

Помимо цифровых микросетей, умных зарядок и других передовых технологий, на гонках Формулы E используются и другие интересные сверхсовременные идеи, позволяющие привлечь больше зрителей. Так, одной из «фишек» гонки является FanBoost – способ, с помощью которого каждый участник гонки может получить ускорение на 40-50 кВт благодаря своим фанатам.

Идея проста: на официальном сайте гонки проводится фанатское голосование, в котором любой зритель может отдать один голос за своего «любимчика». Пилот, набравший наибольшее количество голосов, и получает «ФанБуст» – дополнительные киловатты для ускорения один раз за гонку. Эта стратегия часто критикуется, как неспортивная. Тем не менее, она успешно работает на популярность спортсменов, заставляя их больше и доброжелательней общаться с поклонниками и чаще использовать соцсети.

Фото: fiaformulae.com
Фото: fiaformulae.com

Многие любители автоспорта уверены, что и Формула 1 лет через десять может стать полностью электрической. Технически это вполне вероятно – правда, по лицензионному соглашению с ФИА такого не случится до 2039 года. Тем не менее, технологии в сфере электромобилей развиваются семимильными шагами, и если не ставить им палки в колёса, возможно всё.

Начиная с сезона 2020-2021 гонки Формулы Е приобрели статус чемпионата мира. Об этом ФИА объявила в декабре 2019 года, когда Жан Тодт и руководитель Формулы Е Алехандро Агаг подписали соответствующее соглашение. До этого статус чемпионата мира среди всех гонок имели только Формула 1, чемпионат по автогонкам на выносливость (FIA WEC), чемпионат по ралли-кроссу и чемпионат по ралли (WRC).

ТехнологииАвтомобилиСпорт
Маргарита Звягинцева
Другое по теме