Формула E: безумные гонки на электромобилях по улицам мировых столиц
Экстремальная гонка на уличных трассах
Формула E – это «Формула 1 будущего», электрический вариант автогонок, собирающий тысячи и тысячи зрителей по всему миру. В мероприятиях «электрической гонки» участвуют исключительно электромобили. И ни по зрелищности, ни по уровню адреналина главной гонке мира она не уступает.
Впервые гонки Формулы E прошли в 2014 году, а сам класс состязаний был основан в 2012 году. Идея «электрических гонок» принадлежит Жану Тодту – президенту Международной автомобильной ассоциации (FIA), проводящей чемпионаты Формулы 1 и множества других мировых гонок и ралли.
Главным отличием «электрогонки» от Формулы 1 можно считать расположение трасс. Практически всегда «E-гонки» проходят не на специально построенных автодромах, а на огороженных участках дорог в центре крупных городов – как правило, столиц разных стран. Вот как описал условия Формулы E автогонщик Себастьен Буэми:
– Вся гонка происходит в центре города. Мы едем, по факту, между стенами, одна ошибка – сразу авария. В Формуле 1 больше трек, больше места для поворотов.
Такая трасса только добавляет гонке зрелищности. Другой особенностью Формулы E можно назвать короткий срок проведения итогового мероприятия. И тренировки, и квалификация, и главная гонка проходят в один день, в отличие от Формулы 1, где даётся три дня на всё. Это сделано, во многом, для удобства жителей городов, в которых проходит спортивное мероприятие – чтобы гоночная трасса не перекрывала центр надолго.
Электрические болиды: эволюция и трансформация
В 2012 году началось создание специального электрического болида для гонок нового формата. Предполагалось, что болид будет для всех участников одинаковым – чтобы ни у кого не было преимуществ. Разница могла заключаться только в дизайне, и то – в не определяющих его мелочах.
Одним из самых серьёзных отличий «электрической гонки» от гонок на машинах с классическим двигателем внутреннего сгорания на протяжении первых нескольких сезонов была необходимость менять болид в середине мероприятия. Дело в том, что первые «E-болиды» держали заряд только 25 минут, в то время как общая длительность гонки составляла 50 минут. Поэтому в середине заезда все участники отправлялись в боксы для смены машины, и на каждую команду приходилось по два болида.
Но в сезоне 2018-2019 г. на трассу выпустили новый электромобиль Gen2 с аккумулятором повышенной ёмкости, который был способен держать заряд 45 минут. Так отпала необходимость готовить по два болида на каждого участника и менять машину в середине гонки. Правда, общее время гонки было сокращено до 45 минут – против 50 минут, которые она длилась ранее.
В сезоне 2020-2021 был представлен новый вариант электроболида – Gen2 EVO. Новый автомобиль получил эффектный плавник по центру корпуса и новое переднее крыло. Кроме того, заднее крыло машины было поднято над колёсами, сделав их окончательно открытыми. Конечно, всё это не предел – болиды Формулы E эволюционируют с каждым годом.
О лошадиных силах и скорости
Гоночные электромобили практически не уступают «классическим» болидам на бензине по скорости и количеству лошадиных сил под капотом. По факту, современные болиды Формулы E способны выдать мощность в 340 лошадиных сил. Правда, на время соревнований количество «лошадей» урезается. Во время квалификации гонщикам доступно 305 лошадиных сил, а собственно во время гонки – только 272.
Впрочем, и этого хватает, чтобы разгоняться почти до 300 км/ч. А скорости 100 км/ч болиды Gen2 способны достичь всего за три секунды. Но, на самом деле, максимальная скорость здесь не нужна. Дело в специфике трасс, на которых проводятся заезды Формулы E.
Так как все эти трассы находятся в пределах города, они значительно короче и сложнее, с большим количеством поворотов и виражей, чем трассы Формулы 1. Длинных открытых участков на них просто нет, и разогнаться «до скорости света» фактически негде. Поэтому и максимум скорости практически никогда не достигается.
Однажды спортивный комментатор назвал Формулу E «шахматами с элементами бокса», и здесь трудно поспорить. Сложная трасса в сочетании с особенностями электродвигателя вносит в гонку свои коррективы. Пилоту нужно не разрядить машину раньше времени, чтобы не остаться у разбитого корыта недалеко от финиша, вписаться во все повороты и, при этом, не слишком экономить заряд. Интересно, что в новой модели Gen2 передняя часть корпуса была сделана более хрупкой – специально, чтобы пилоты старались избегать мелких столкновений, которые ранее не приносили никакого урона.
Сверхбыстрая зарядка
Отдельно стоит упомянуть о таком важном моменте, как зарядка гоночных болидов. Четыре года назад, в мае 2016 с Международной Автомобильной Федерацией начала сотрудничать итальянская компания Enel, которая уже более полувека, с 1962 года занимается передовыми технологиями в области энергетики.
Enel заведует на главных электрогонках мира умными системами зарядки, которые и обеспечивают энергией болиды. Сегодня специальные электростанции могут зарядить гоночный электромобиль всего за 10-15 минут – легко и очень быстро. Компания специализируется на инновационных методах выработки чистой энергии, в первую очередь – за счёт возобновляемых источников. Кроме того, Enel занимается «умными» сетями, счётчиками и другими подобным технологиями в сфере электроэнергии.
Именно эта итальянская компания помогла Формуле E отказаться от использования двух гоночных болидов на одном этапе, предоставив сверхбыструю технологию зарядки Enel. Зарядная станция мощностью до 80 кВт позволила заряжать болиды полностью в короткие сроки, соответствующие техническим регламентам гонки.
Когда фанаты управляют возможностями пилотов
Помимо цифровых микросетей, умных зарядок и других передовых технологий, на гонках Формулы E используются и другие интересные сверхсовременные идеи, позволяющие привлечь больше зрителей. Так, одной из «фишек» гонки является FanBoost – способ, с помощью которого каждый участник гонки может получить ускорение на 40-50 кВт благодаря своим фанатам.
Идея проста: на официальном сайте гонки проводится фанатское голосование, в котором любой зритель может отдать один голос за своего «любимчика». Пилот, набравший наибольшее количество голосов, и получает «ФанБуст» – дополнительные киловатты для ускорения один раз за гонку. Эта стратегия часто критикуется, как неспортивная. Тем не менее, она успешно работает на популярность спортсменов, заставляя их больше и доброжелательней общаться с поклонниками и чаще использовать соцсети.
Многие любители автоспорта уверены, что и Формула 1 лет через десять может стать полностью электрической. Технически это вполне вероятно – правда, по лицензионному соглашению с ФИА такого не случится до 2039 года. Тем не менее, технологии в сфере электромобилей развиваются семимильными шагами, и если не ставить им палки в колёса, возможно всё.
Начиная с сезона 2020-2021 гонки Формулы Е приобрели статус чемпионата мира. Об этом ФИА объявила в декабре 2019 года, когда Жан Тодт и руководитель Формулы Е Алехандро Агаг подписали соответствующее соглашение. До этого статус чемпионата мира среди всех гонок имели только Формула 1, чемпионат по автогонкам на выносливость (FIA WEC), чемпионат по ралли-кроссу и чемпионат по ралли (WRC).