Интересные факты о Финляндском вокзале в Петербурге
Вокзал в кино: Лев Дуров в погоне за электричкой
Петербург — одна большая историческая декорация, утверждают знатоки кинематографа. И даже если снимается не исторический фильм, наш город всегда найдёт подходящую фактуру для большого кино. Из вокзалов в нашем городе особенно любят снимать Витебский — за его изящную архитектуру и атмосферность. На Витебском вокзале снимали и канонические «Приключения Шерлока Холмса» с Ливановым и Соломиным, и «Анну Каренину», и «Вокзал для двоих», и «Брата» Балабанова.
Московский вокзал появляется, например, в «Иронии судьбы», как и аэропорт Пулково. Последний стал также съёмочной площадкой для «Осеннего марафона» и множества других известных советских фильмов.
Финляндский вокзал тоже не раз становился «актёром» в самых разных советских картинах. В 1974 году, например, здесь снимали эпизоды очень доброй и светлой картины «Странные взрослые» с Львом Дуровым в главной роли. Точнее, главную роль в картине сыграла 11-летняя девочка Рита Сергеечева, она же — Джульетта, а всенародно любимый Лев Дуров стал её приёмным папой.
По сюжету, не сумев привыкнуть к странностям взрослых, живущих «в большом мире», маленькая Джульетта из детдома приходит на вокзал и садится на электричку. Девочка хочет уехать подальше от сложностей в новой приёмной семье, с которыми ей не разобраться.
Но приёмный отец прибегает на вокзал в последний момент — и долго-долго бежит за уезжающей электричкой, падая, поднимаясь и снова падая. В конце концов, кто-то дёргает стоп-кран, и Джульетта выбегает к отцу. Эту сцену на Финляндском вокзале можно назвать одной из самых трогательных и пронзительных во всём советском кинематографе.
Робот Роберт едет на Кавказ
Засветился Финляндский вокзал и в советской фантастике, причём в довольно забавном фильме, который многие называют первой версией «Приключений Электроника». Речь идёт о картине «Его звали Роберт», которую снял Георгий Юнгвальд-Хилькевич в 1967 году.
Главный герой фильма — робот, созданный для полётов в дальний космос. Внешностью он как две капли воды похож на своего создателя, учёного Сергея Сергеевича. Однажды учёный захотел внести немного эмоций в жизнь робота Роберта и отправил его на свидание. После этого влюблённый андроид решает ехать за девушкой на край света, садится в поезд и уезжает на Кавказ.
В поезд Роберт сел как раз на Финляндском вокзале. Но вот проблема: с него поезда на Кавказ никогда не ходили… Впрочем, фильм всё-таки фантастический, так что можно и простить этот ляп.
Безо всяких ляпов обошлись съёмки на Финляндском вокзале в одном из самых популярных детективов советских времён — «Золотой мине». Картина была снята на «Ленфильме» в 1977 году, и среди вертолётов, грузовиков и прочей техники в кадр попали ленинградские электрички.
Судя по фильму, Финляндский вокзал 43 года назад был намного более многолюдным, да и электричек там было значительно больше. Согласно расписанию на табло, которое можно увидеть в «Золотой мине», электропоезда на каждое направление приходили тогда чуть ли не каждые 15 минут.
Уже через год, в 1978 году, на Финляндском вокзале был снят первый масштабный эпизод совсем другого фильма — мелодрамы Аян Шахмалиевой «Дети как дети». Главная героиня фильма — девочка Оля, отец которой четыре года назад ушёл из семьи к другой женщине. У которой тоже, как выяснилось, есть ребёнок — сын-подросток.
И вот Оля ждёт своего «воскресного папу» на Финляндском вокзале, чтобы вместе поехать на экскурсию в «Пенаты» — музей-усадьбу художника Репина. Но почему-то вместо отца к ней является сын той самой разлучницы.
Интересно, что девочку Олю сыграла та же Рита Сергеечева — юная актриса, которая четырьмя годами ранее исполнила роль детдомовской Джульетты в «Странных взрослых».
Вокзал в судьбе революции
Перед самым вокзалом расположены площадь Ленина и огромный памятник вождю пролетариата. И всё это неспроста — несмотря на то, что площадь Ленина (или, на худой конец, улица) в своё время была практически в любом городе нашей страны, не говоря уже о многочисленных памятниках. Дело в том, что Финляндский вокзал в Петербурге сыграл одну из ключевых ролей в революции.
Именно на Финляндский вокзал прибыл в апреле 1917 года поезд с «пломбированным вагоном», в котором Владимир Ильич вернулся в Россию из эмиграции. Собственно, с него он и уехал из страны ранее, переодевшись кочегаром. Вождь не предполагал, что за время его отсутствия в стране случится Февральская революция, и, как только получил это известие, принялся искать возможности вернуться в родную страну.
В итоге, вместе с Крупской и множеством других единомышленников-большевиков он сел в Швейцарии на спецпоезд, который доставил его через Германию в Петроград. Именно на Финляндский вокзал. Его встретили толпы рабочих, матросов и других представителей пролетариата. А сам паровоз H2-293, на котором приехал Ленин, в 1957 году власти Финляндии передали Советскому союзу в дар. Тогда поезд был установлен на территории вокзала как музейный экспонат.
Считается, что именно тогда, 3 апреля 1917 года Ленин произнёс на площади перед Финляндским вокзалом пламенную речь с броневика. Правда, сегодня историки всё чаще задают вопрос: а был ли броневик, была ли речь?.. Как бы то ни было, этот момент запечатлён во множестве советских фильмов, книг и произведений искусства.
Среди последних российских фильмов, в которых обыгрывался этот эпизод на вокзале, можно назвать, например, киноопус «Демон революции» режиссёра Владимира Хотиненко. К слову, 11 лет назад, 1 апреля 2009 года, на площади перед вокзалом произошло чудовищное событие: памятник Ленину, установленный ещё в 1924 году, взорвали. В теле монумента образовалась дыра диаметром 80 см.
Продовольственная артерия осаждённого Ленинграда
Финляндский вокзал сыграл также ключевую роль в жизни ленинградцев во время блокады. После прорыва осады города 77 лет назад именно сюда прибыл первый поезд с продовольствием для голодающих. Случилось это 7 февраля 1943 года, и в прошедшую субботу на вокзале отмечали годовщину первого прибытия «Поезда победы». Реконструкторы воссоздали момент прибытия исторического паровоза — с дымом, плакатами и пламенными речами.
Участок железной дороги Шлиссельбург-Поляны длиной 33 километра был построен в 1943 году в рекордно короткие сроки, всего за 17 дней. И это — несмотря на обстрел со стороны немцев и жестокую, холодную зиму. С тех пор эта часть железной дороги стала одной из важнейших транспортных цепочек, связывавших Ленинград со внешним миром.
Чуть более чем за год по дороге прошло около 6000 поездов с продуктами и боеприпасами. Правда, путь был крайне опасен: его не только постоянно обстреливали, но и огромное количество раз подрывали. Тем не менее, почти каждый день более 20 поездов привозили на Финляндский вокзал продовольствие для ленинградцев.