В центре Петербурга редеет общепит
Согласно данным консалтинговых компаний, в центре Петербурга количество пустующих торговых помещений достигло показателя в 8,2%. Данные со временем могут только увеличиваться, а владельцы маленьких кофеен, магазинов и кафе не выдерживают требований современного рынка.
Наибольшую проблему предпринимателям приносит регулярная арендная плата. Как выяснилось, на цену влияет буквально каждый метр удалённости от центрального проспекта города. Выход для небольших заведений — перемещаться подальше от Невского проспекта. При этом открывая кафе даже в 100 метрах от центрального проспекта, предприниматели рискуют не выдержать финансового бремени.
— Если отталкиваться от этих 100 метров, то в три-четыре раза могут отличаться. На Невском ставки могут начинаться от 5000-6000 рублей за метр. Здесь у нас где-то в два раза ставка ниже, — делится директор кулинарной сети Анатолий Соловьёв.
Согласно исследованиям, на Старо-Невском проспекте к концу 2018 года пустовало 3% помещений. А уже в 2019-м этот уровень вырос до 13%. Таким образом, уровень вакантности за год увеличился более чем в четыре раза.
В своеобразном антирейтинге — Большой проспект Петроградской стороны и улица Рубинштейна. Там пустуют 10% и 8% торговых точек соответственно. Эксперты считают: закрытие баров, ресторанов и магазинов — это прежде всего результат неграмотной работы менеджеров, которые арендуют помещения на дорогих площадях, не учитывая финансовые риски.
— В последнем десятилетии был такой «эффект лояльности». То есть давали карты, скидки. Сейчас уже люди настолько стали грамотными, что, в силу многих инструментов «диджитализации», получают предложения онлайн. То есть он фактически может промониторить, где интереснее, лучше, качественнее. И те, которые не перестроились, если мы наложим ещё и неформатное помещение, это просто тянет камнем вниз, — считает руководитель департамента услуг ритейлеров Владимир Каличава.
Специалисты городской ассоциации малого бизнеса уверены: дело не только в плохом управлении. Причиной может быть то, что доходы жителей Петербурга сокращаются, поэтому ходить по барам, кафе и ресторанам горожане стали реже.
— И поэтому, когда сегодня этот кризис очень существенно бьёт по малому бизнесу в стране, у нас по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло» — немножко потише. По той простой причине, что бить уже практически не по кому. По официальным данным, у нас уровень сетевизации торговли достиг практически 90%, — рассказал председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
Несмотря на неутешительные прогнозы специалистов, некоторые предприниматели продолжают успешно развивать свою деятельность, открывая сети общепитов в центре города и за его пределами.