Животные на улице: как бороться с проблемой бездомных собак и кошек в Петербурге?
Кошки и собаки в цифрах
Около года назад, 27 декабря 2018 года, Владимир Путин подписал закон «Об ответственном обращении с животными», призванный защитить хвостатых от произвола живодёров и беспечных хозяев, а также заставить людей более ответственно относиться к содержанию питомцев. Закон охватил довольно широкий спектр вопросов: от запрета контактных зоопарков в торговых центрах, где звери содержались в кошмарных условиях, до обязанности владельцев убирать продукты жизнедеятельности своих пёсиков после прогулки.
Однако ни этот, без сомнения, важный закон, ни 245-я статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с животными, не решают острой городской проблемы — бездомных животных. В Петербурге, по данным прошлого года, около 7000 бездомных собак. Количество уличных кошек и вовсе неизвестно.
По словам Динары Агеевой, зоозащитницы и председателя петербургской общественной организации «Голоса за животных», уличных кошек у нас никто не считал. Но их совершенно точно в разы больше, чем бездомных собак. Как отметила зоозащитница в беседе с 78.ru, привести статистику по выброшенным на улицу кошкам практически невозможно — эта цифра меняется постоянно.
Часть животных попадает на улицу по недосмотру: так, всем известна жажда свободы в сердцах многих домашних котеек, которых хлебом не корми, но дай улизнуть за дверь. Если говорить о собаках, то тут ряды бездомышей пополняются каждый красный день календаря, когда в городе пускают фейерверки. Пёсики часто панически боятся этого грохота и могут сорваться с поводка и убежать. Но гораздо чаще, к несчастью, животные попадают на улицу по вине хозяев.
Острый вопрос потомства
— Надоели, писаются, просто хозяева не справились, — перечисляет причины Динара Агеева.
К сожалению, слишком часто животные оказываются за дверью просто потому, что «не подошли к интерьеру», не сошлись с хозяином характером, а то и вовсе по странной причине «переезд». Так что «круговорот бездомных животных» в городе у нас происходит постоянно.
— Возьмём двор, где есть бездомные животные, — предлагает мысленный эксперимент Динара Агеева. — Допустим, их отловили, стерилизовали, раздали. А в это время на улицу попадают не стерилизованные, не кастрированные домашние кошки и собаки, и через некоторое время их количество увеличивается в геометрической прогрессии! Они начинают плодиться, и всё возвращается на круги своя.
Даже в таком идеальном варианте, когда все уличные животные находят себе хозяев, проблема не решается. Между тем, в Петербурге лишь девять приютов для «хвостиков». Из них государственных или муниципальных — ни одного. А те, что есть, выживают с большим трудом. Пристроить всех животных в городские приюты невозможно. Как справиться с этой бедой?
— Мы выступаем за то, чтобы решать эту проблему в корне. Один из путей решения — это стерилизация домашних животных. Второй — выведение заводческого бизнеса из теневого сектора экономики, — рассказала зоозащитница.
Как отметила Динара Агеева, «бездомные животные рождаются дома». Для кого-то кот — член семьи, а для кого-то — лишь предмет интерьера. Но и в том, и в другом случае живущее дома животное настоятельно рекомендуется стерилизовать. Кошки, которыми не слишком дорожат, в любой момент могут пополнить ряды бездомных. А вместе с ними — и всё их будущее потомство. Чего не случится, если животное стерилизовано.
Почему стоит кастрировать кота?
— У нас многие до сих пор уверены, что животному почему-то обязательно нужно родить, — рассказала наша собеседница. — Что это полезно для здоровья, и так далее. На самом деле, всё с точностью до наоборот — стерилизованные животные меньше метят и меньше страдают. Ветеринарная служба, по крайней мере, нашего города развенчивает этот миф, одно из направлений их деятельности — ломать такие стереотипы.
Кастрация лишит кота агрессии, которая может появиться у «пушистика» в процессе созревания, когда он из игривого котёнка превращается в настоящего самца, со всеми вытекающими и бьющими в кошачью голову гормонами. Эта операция избавит вас от необходимости слушать мартовские вопли и отнимать у питомца мягкие игрушки, используемые не по назначению. А главное — избавит животное от многих болезней, например, гнойного метрита у нестерилизованных кошек (заболевания, при котором в матке скапливается гной) или простатита у котов.
Что касается уличных собак, с 2005 года в Петербурге реализуется программа «ОСВВ»: «отлов-стерилизация-вакцинация-возврат». По этой программе за 12 лет, к июню 2017 года, в нашем городе было кастрировано и стерилизовано 28 824 собаки. В год, соответственно, процедуру проходили примерно по 2000 пса. Таким образом количество бездомных собак в городе удавалось постоянно удерживать на уже озвученной цифре 7000. Не прибегая к массовым убийствам, которые, мягко говоря, не являются гуманным методом.
Приюты для животных — пристанище, где места всем не хватит
Правда, так было до прошлого года. В 2018 году жительница Металлостроя Светлана Антонова выступила против практики «ОСВВ», точнее, против последнего пункта — возврата псов на улицы. Соответствующий иск она подала в Санкт-Петербургский городской суд, заявив, что псы на улицах лишают её права на безопасную среду. Суд удовлетворил её иск.
Куда девать тысячи бездомных животных? Женщина предлагала раздать их горожанам (что, конечно, нереально) или поместить в приюты. Но в городе, напомним, государственных приютов нет в принципе, частных — очень мало, и те переполнены. Остаётся убивать. Но смысла в стерилизации в таком случае нет, и о гуманности мы снова забываем.
Кроме того, специалисты отмечают, что если с окраин города убрать всех бездомных собак — им на смену придут лесные животные. Лисы, кабаны вполне могут позариться на территории, которые сегодня «крышуют» собаки.
В октябре текущего года Александр Беглов предложил законопроект, согласно которому землю под строительство приютов для бездомных животных можно будет предоставлять без проведения торгов. А это значит, что некоммерческие организации, которые лишь тратят на питомцев средства и силы, ничего не зарабатывая, смогут получать землю на приемлемых условиях.
Если эти поправки в закон будут приняты, приютов, возможно, станет немного больше. Но даже в таком случае максимум для одного подобного учреждения — сотня-другая «хвостов». Для самих животных это, конечно, крайне важно. Но вот изменить в корне ситуацию в городе вряд ли получится.
Как считает Динара Агеева, такой шаг не слишком поможет в борьбе с бездомностью животных:
— Наше мнение, что это лишь борьба с последствиями. Надо устранять в первую очередь причину! А это бесконтрольное разведение. Можно до луны эти приюты строить, но проблему это не решит.
Заводчики — нелегальный жестокий бизнес «на коленке»
— Заводчики прямо и косвенно влияют на проблему бездомных животных, — отметила Динара Агеева. — Косвенно тем, что огромное количество животных находится в приютах, они ждут своих опекунов, а в это время люди плодят и продают других животных!
При этом, в приютах можно найти и породистого кота или пса — порода, к сожалению, не защищает животное от безответственного отношения со стороны хозяина. И породистые, и «дворяне» ждут здесь своего человека — и не могут дождаться.
Динара Агеева подчеркнула, что заводческий бизнес зачастую бывает крайне жесток. И это правда: у животного, которое не соответствует жёстким рамкам породы, просто нет шансов. В большинстве случаев родившихся «чуть-чуть не такими», с «браком» окраса или формы ушей, просто усыпляют. Или топят. Или выбрасывают на улицу. Изредка — подбрасывают в приюты. И это — уже прямое влияние заводчиков на проблему бездомных «хвостов».
— Поэтому необходимо вывести заводчиков из теневой сферы экономики, — отмечает зоозащитница — В Европе, например, заводчиков по пальцам можно пересчитать, а у нас чуть ли не в каждой квартире люди неконтролируемо разводят животных!
Бизнес «на щенках и котятах», действительно, распространён у нас чрезвычайно широко. А вот законы за его распространением, кажется, не поспевают. В Госдуме предлагалось ввести налог на домашних животных, но данная мера была отклонена — в конце концов, в нашей стране она могла спровоцировать чудовищный рост количества выброшенных животных.
Догхантеры: насилие над животными и людьми
Другой стороной проблемы бездомных животных можно назвать движение догхантеров. Они называют себя «санитарами улиц», но слишком часто от действий данных лиц страдают домашние животные, а порой и дети. Не говоря уже о моральной стороне подобной деятельности.
— Мы называем их собакоубийцы, — рассказала Динара Агеева. — Потому что это они сами придумали себе красивое название «догхантеры», а вот по-русски оно звучит не очень приятно. Они продолжают (свою деятельность в Петербурге). В Купчино недавно потравили несколько домашних животных.
Догхантеры пользуются не только отравой, но и огнестрельным оружием. От отравы, раскиданной по улицам, часто страдают и гибнут вполне домашние животные, нашедшие «лакомство» на прогулке.
Как отметила зоозащитница, в данный момент волна активности догхантеров в городе несколько спала, в том числе благодаря ужесточению 245 статьи Уголовного кодекса («Жестокое обращение с животными»). Между тем, отмечает Агеева, всего четыре года назад в Петербурге наблюдался заметный всплеск их «работы».
— Если раньше они ориентировались только на бездомных, то, когда перешли к убийству домашних животных, это вызвало большее возмущение, — отмечает наша собеседница. — Ведь за бездомных заступались только защитники животных, и это не вызывало большого резонанса в обществе. А питомец — это для многих член семьи! Вот тогда это вызвало большой резонанс. Там такие семейные трагедии были! Я никогда не забуду очень пожилого мужчину, для которого собака, которую они убили, была единственным близким существом. И у него не выдержало сердце от горя — остановилось. То есть они, по сути, убили человека.
Немало детей также осталось без хвостатых друзей. Динара Агеева рассказала об эксперименте, который зоозащитники предприняли несколько лет назад, чтобы разобраться в мотивах этих людей:
— Наша волонтёрка в Москве под видом своего человека внедрилась в группу догхантеров, дабы понять психологию, понять, зачем они это делают. И выяснилось, что (это делается) не для того, чтобы причинить боль животным. В первую очередь это делается, чтобы вызвать резонанс в обществе и получить удовольствие от страданий людей — защитников животных, опекунов… Ведь за убийство человека они получат срок, а тут как бы можно безнаказанно убивать и наслаждаться этой властью. Это некая форма садизма. Не столько ненависть к животным, сколько насилие над чувствами людей.
Активность догхантеров напоминает нам о случаях живодёрства, из-за которых во многом и был принят закон, защищающий животных от произвола человека. Ведь каждое живое существо имеет, в первую очередь, право не испытывать страдания. В случае с животными слишком часто источником страдания становится человек.