Чеков больше, денег меньше: петербуржцы всё чаще покупают еду в рассрочку
На фоне снижения реальных доходов населения продуктовые ретейлеры столкнулись с любопытным феноменом: горожане стали меньше тратить в магазинах, но чаще ходить в них. Трафик по покупателям растёт, на наполняемость чека уменьшается. При этом всё больше товаров петербуржцы готовы приобретать on-line.
В стремлении расплачиваться за продукты картами рассрочки эксперты горожан понимают. По крайней мере, это лучше, чем влезать в долговую яму из-за микрокредитов.
К доставке и магазинам у дома
О том, что у X5 Retail Group оборот товаров on-line в Петербурге увеличился в четыре раза по сравнению с моментом запуска интернет-супермаркета (октябрь 2018 года), рассказала на форуме Retail is Detail директор по развитию торговой сети «Перекрёсток» (входит в группу) Юлия Лазарева. Она добавила, что увеличение объёмов торговли в интернете в Северной столице отмечают и все ключевые аналитики рынка. По словам Лазаревой, онлайн-заказы и доставка домой стремительно набирают популярность — это очень перспективное направление.
— Сейчас в интернете горожане покупают как большие по весу и объёму товары, так и свежие продукты, — подчеркнула Лазарева.
Она добавила также, что развитие онлайн-торговли существенно повлияло на востребованность закупки впрок, которая как покупательская миссия постепенно исчезает, так как большинство непродовольственных товаров стали приобретаться именно в интернете. Вместе с этим активно развивается сегмент магазинов «у дома», популярность которого растёт среди покупателей.
Приходят чаще, но покупают меньше
Вместе с тем, средний чек у среднестатистического горожанина в обычных магазинах снижается, но растёт частота визитов.
Как отметила Юлия Лазарева, основная причина кроется в удобстве и экономии времени клиента. Торговые сети увеличивают число магазинов в шаговой доступности от покупателя и стараются сделать процесс таких покупок более удобным. Кроме того, растёт спрос на свежие продукты с короткими сроками годности.
— Мы это ощущаем на таких простых показателях, как наполненность чека, на том, как часто лояльные покупатели стали приходить в магазин по сравнению с прошлыми годами. Раньше лояльный клиент ходил реже, но покупал больше. Сейчас он ходит чаще, но покупает меньше. Для нас такие изменения определённо увеличивают трафик, но также сокращают наполненность чека, — сказала она.
Согласно опубликованной финансовой отчётности X5 Retail Group, в третьем квартале 2019 года средний чек в сети «Перекрёсток» составил 500,9 рубля. В первом квартале этот показатель был 558,3 рубля. В ТК «Карусель» средний чек с начала года снизился на 23 рубля (с 824,3 рубля в начале года до 801,1 рубля в третьем квартале). Уменьшение наблюдается и по торговой сети «Пятёрочка».
Согласно финансовой отчетности «Ленты», в первом квартале 2018 года средний чек составлял 1018 рублей, в первом квартале этого года — 998 рублей, во втором — 961 рубль. А вот в третьем квартале «отчётность» неожиданно перешла не на конкретную сумму, а на процент изменений.
Отмечали в кулуарах форума ретейлеры и ещё один любопытный аспект: горожане всё чаще стали оплачивать продукты в магазинах картами рассрочки. В основном речь идёт о картах банка «Хоум кредит», «Халва» от «Совкомбанка» и «Совесть». Однако официально комментировать эту тему участники рынка не готовы.
Высокая доля
В банковской сфере о такой тенденции говорят с осторожностью. По словам аналитика банка «Хоум Кредит» Станислава Дужинского, доля продовольственных товаров в потребительской корзине россиян традиционно высока. Так, по данным Росстата, в 2018 году она составляла 37,6%. Для сравнения, в развитых странах Европы и Америки данный показатель составляет около 10%. Это связано с уровнем благосостояния населения: чем оно выше, тем доля трат на продовольственные товары в бюджете каждого человека будет ниже.
— Такая структура потребления, обусловленная фундаментальными макроэкономическими пропорциями, находит своё отражение в структуре транзакций по платёжным инструментам. Доля платежей в продовольственных магазинах по всем видам банковских карт, включая кредитные и дебетовые, будет пропорционально высокой, — отмечает Дужинский.
Вместе с тем аналитик подчёркивает: утверждать, что люди используют кредитные карты для покупки продуктов поскольку им не хватает собственных средств на еду, некорректно.
— Сейчас кредитные карты, особенно с различными программами лояльности и выплатой кешбэка, стали повседневным средством платежа. Многие их используют для своих каждодневных трат. Одновременно собственные средства хранятся на банковских вкладах с начислением процента на остаток. При приближении окончания грейс-периода (льготного периода — прим. редакции) текущая задолженность по кредитной карте гасится, — поясняет Станислав Дужинский.
Раскрыть средний процент затрат на продукты в картах рассрочки в банках отказались. Однако руководитель департамента рассрочек «Халва» банка «Совкомбанк» Александр Дворский отмечает, что кешбэк может достигать 6%, а рассрочку готовы предоставлять на три месяца.
Между тем, по данным на август, согласно исследованию банка «Русский стандарт», проведённому по заказу РБК, на оплату продуктов россияне тратили до 14% средств от потраченных на различные товары. Эта позиция стало второй в общем рейтинге трат. В 2017 году речь шла о 9,3%. И тогда такие траты были лишь на пятом месте.
До лучших времён
Примечательно, что летом этого года на ПМЭФ-2019 сеть «Перекрёсток» и БКС Банк анонсировали запуск цифровой карты рассрочки.
— В целом карта рассрочки — это рациональная альтернатива кредитным картам для покупателей с высокой кредитной нагрузкой, — приводила тогда пресс-служба ретейлера слова главного финансового директора Х5 Retail Group Светланы Демяшкевич.
Как рассказал 78.ru руководитель проекта «Одобрим. Ритейл» (банк БКС) Валерий Музафаров, появление цифровой карты является одной из основных задач начала 2020 года.
— На сроки реализации влияют интеграции с партнёром и высокий сезон, который отодвигает новые технологии на второй план. Благоприятное время для цифровых проектов для ретейлеров — это начало года, когда можно подвести итоги и определить стратегию на следующие периоды. В отличии от других карт, наша не имеет физического носителя, поэтому очень важно обеспечить доступность клиента к продукту через мобильное приложение или телефон, — пояснил Музафаров.
«Человекосберегающие» инструменты?
Генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров уверен, что рост торговли продуктами в интернете продолжится и в последующие годы.
— Если говорить о том, что конкретно покупают: это питьевая вода, корм для животных, картофель. Здесь важно то, что это не только тяжелые предметы, но и дешёвые. Именно здесь будет сосредоточен спрос и в будущем. По-житейски здесь всё понятно и логично: такие товары занимают много место в корзине, по качеству они не сильно разнятся, а увезти за раз по 30-40 кг тяжело, — поясняет эксперт.
По словам Бурмистова, спрос на карты рассрочки также не мода на несколько лет.
— Это гораздо более божеский, человеколюбивый и человекосберегающий инструмент в отличие от тех же микрокредитов. Такие карты в основном беспроцентные, а значит позволяют улаживать вопрос неравномерности поступления доходов для семьи без долговой ямы микрокредитов, — отмечает эксперт.
Между тем, как сообщалось осенью этого года, петербуржцы уже набрали кредитов почти на 800 млрд рублей. В Северной столице увеличивается и процент задолженности по набранным займам. В отношении карт рассрочки действительно имеется льготный период, однако затем начинается действовать уже вполне реальная годовая ставка (например, по «Халве» — 10%, что чуть ниже средних ставок по ипотеке по рынку), если долг вовремя не погашен. Имеются и достаточно жёсткие ограничения по кешбэку (для «Халвы», например, это 5% суммы покупки, но не более 1500 рублей в месяц).