«Давайте отменим МВД»: новый бюджет под натиском старых троллей
На пути к триллиону
Александр Беглов представил депутатам Заксобрания первый бюджет, который с самого начала верстался его командой. Доходы города в 2020 году вырастут на 8% и составят 664 млрд рублей. Как подчеркнул губернатор, Петербург возвращается в федеральную повестку – Москва выделит на различные цели 20 млрд рублей вместо первоначально запланированных 12-ти. Расходы впервые в истории превысят 700 млрд рублей. В частности, одни затраты на образование увеличатся на 18,6% и достигнут 157,6 млрд. В эту сумму помимо строительства новых учебных заведений входят расходы на детский технопарк и центр «Сириус».
Второй по размеру затрат статьей, которая также существенно выросла в объеме, является «здравоохранение». Только на покупку нового оборудования планируется выделить почти 5 млрд рублей. Продолжится работа по переводу поликлиник на бережливы рельсы. Еще 2 млрд потратят на внедрение электронной медицинской карты.
- Цифровая история болезни сэкономит время врачей и позволить оказать пациентам более качественную помощь, - подчеркнул Беглов.
В ближайшие три года планируется построить 56 новых детских садов, 26 школ и 23 объекта здравоохранения. На эти цели заложено более 98 млрд рублей. Часть социальных объектов город будет строить самостоятельно, часть - выкупать у застройщиков, а часть инвесторы возведут на безвозмездной основе.
Реконструкция и строительство новых дорог потребуют затрат на 33,8 млрд рублей. 65 млрд рублей на три года заложено на развитие метрополитена.
- Правительство готово увеличить эту сумму при необходимости. К сожалению, сейчас реальность такова, что «Метрострой» способен осваивать только 13-14 млрд рублей, - подчеркнул губернатор, добавив, что город пытается различными средствами решить эту проблему.
Дополнительные ассигнования пойдут на ремонт тепловых сетей, досрочно будет сдан Охтинский коллектор, ветераны и блокадники получат выплаты к 75-летию Победы.
При этом Александр Беглов отметил, что окончательная сумма расходов вырастет после второго чтения. Так, к примеру, уже нынешний вариант документа предполагает увеличение затрат на содержание дорог на 17% до 10,8 млрд рублей. Однако, по словам губернатора, этого недостаточно, еще порядка миллиарда рублей потребуется на полное укомплектование штатов и увеличение зарплат. Глава города поручил Комитету финансов подготовить соответствующие поправки.
- Бюджет 2020 года сформирован как социальный, но, выполняя свои обещания, на цели развития мы заложили 15% бюджета. С этой точки зрения данный бюджет можно назвать также «бюджетом начала реформ», - резюмировал Беглов.
Критика как искусство
В итоге документ поддержали уверенным большинством. Но не обошлось и без критики, правда, все больше по принципу «Баба Яга против». Представители оппозиции активно делились альтернативными инициативами. Так, «эсер» Алексей Ковалев предложил отложить на год транспортную реформу, прекрасно зная, что сроки ее проведения определяются федеральными требованиями. Нельзя не отметить, что отказ от реформы означает отказ от распространения положенных по закону льгот на весь общественный транспорт. Не секрет, что в настоящее время на некоторых маршрутах куда удобнее путешествовать коммерческим транспортом, а порой он и вовсе является практически безальтернативным. В итоге льготники, в том числе пенсионеры, инвалиды, ветераны, многодетные, вынуждены платить за проезд из своего кармана. И депутат предлагает им еще годик потерпеть.
Лидер фракции КПРФ Ольга Ходунова в числе прочего раскритиковала решение об инвестициях в основной капитал «Теплосетей Санкт-Петербурга». В 2020 году они составят 3 млрд рублей, а за ближайшие пять лет город планирует выкупить контрольный пакет акций. Не секрет, что износ сетей является большой проблемой, прорывы старых труб неоднократно приводили в том числе к человеческим жертвам. Бюджетное решение позволит увеличить программу ремонта теплосетей, а в перспективе после получения контрольного пакета город сможет заняться решением проблемы напрямую.
Но самым эмоциональным выступлением вновь отличился Борис Вишневский. Он же представил и наиболее радикальные предложения. Первым делом «яблочник» обрушился на статью о выделении 450 млн рублей городской полиции, вспомнив при этом репрессии 30-х.
- Это за что? Плата за разгоны митингов? За непосильный труд по почти ежедневным задержаниям участников протестных акций? За обращение с задержанными, заставляющее вспомнить сталинские времена? – возмутился депутат.
Такие странные сравнения обесценивают память о жертвах ГУЛАГа, но в данный момент речь не об этом. По идее, готовясь к заседанию, опытный политик мог бы и выяснить, что речь идет о расходах на «материально-техническое обеспечение», включая покупку автотранспорта, оборудования, средств связи, а также ремонт помещений. Казалось бы, причем тут митинги? Полиции порой приходится усмирять буйных политических хулиганов, кормящихся с западных грантов, но в основном сотрудники ведомства борются с преступностью, защищая в том числе покой депутата Вишневского и его родных.
Не менее популистским получился и выпад, касающийся темы Западного скоростного диаметра.
- Все то же бесконечное спонсирование ЗСД. На сей раз предлагается отдать частной компании еще 5 миллиардов рублей, - сказал оппозиционер.
И опять получилось популистское передергивание. В прошлые годы правительство тратило миллиарды рублей на компенсацию недополученной прибыли, согласно договору с инвестором. На этот раз речь идет о целевом выделении средств на развитие магистрали. Половина суммы, рассчитанной на три года, будет потрачена на строительство развязок, которые соединят ЗСД с районами города и сделают транспортную артерию доступнее.
Разумеется, оппозиционер не мог пройти и мимо благодатной темы повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Сложно сказать, на чем основаны расчеты Вишневского, но, по его мнению, цена вопроса здесь составляет 2,8 млрд рублей. Депутат почему-то считает, что этой суммы хватило бы, чтобы сократить рост до 2 рублей. Необходимые деньги он предложил забрать у полиции и у ЗСД, то есть, не строить развязок и подвергнуть лишнему риску безопасность горожан.
На самом деле тарифы на проезд в Петербурге были заморожены с 2017 года. Как рассказал вице-губернатор Эдуард Батанов, за это время электричество подорожало более чем на 20% и почти на столько же в цене выросло дизельное топливо. И это только часть расходов. А можно вспомнить и индексацию зарплат, и ввод новых станций метрополитена, увеличивших затраты при практически том же количестве пассажиров, и другие статьи.
Как отметил губернатор, еще в 2005 году расходы метрополитена полностью покрывались собственными доходами, а на данный момент город субсидирует 56% расходов. Также из бюджета компенсируется около половины расходов на городской наземный общественный транспорт. Увеличивать долю субсидии бесконечно невозможно. Однако Александр Беглов поручил сделать так, чтобы наибольшее повышение пришлось на разовые билеты, которыми, в основном, пользуются туристы. Горожане же с «Подорожником» и картой петербуржца сохранят существенные льготы.