К 2024 году бюджет Петербурга должен достичь триллиона рублей. Первый шаг на пути к этим цифрам планируется сделать уже в следующем году. Согласно проекту главного финансового документа, доходы города составят 665 млрд рублей. Это на 6% больше, чем в текущем году. В эту сумму вошли и 15 млрд, которые город рассчитывает получить в качестве безвозмездных поступлений из федерального бюджета, при этом данный показатель в дальнейшем может вырасти. Всё это позволит впервые в истории преодолеть 700-миллиардную отметку в расходной части документа. Как лучше распорядиться данной суммой? Именно этот вопрос по традиции вызвал полемику по целому ряду направлений.
Со времён Валентины Матвиенко совокупный объём субсидий городским перевозчикам увеличился в четыре с лишним раза, занимая всё более весомую долю бюджета и приближаясь к 50 млрд рублей. Эти средства город перечисляет компаниям, чтобы компенсировать разницу между экономически обоснованными и реальными тарифами. Другими словами, бюджетные средства тратятся, чтобы избежать повышения стоимости проезда. Она не менялась с 2017 года.
Выступая перед депутатами, глава Комитета финансов Алексей Корабельников предупредил, что на этот раз тариф может увеличиться на пять рублей и выше, несмотря на рост субсидии. А позже прозвучала и сумма в 15 рублей. Однако, по словам чиновников, повышать планируется стоимость разового билета.
— Разовыми билетами пользуются в основном туристы. Петербуржцы не должны платить за них, — подчеркнул Корабельников.
К слову, похожей логикой в Смольном руководствовались и при предыдущем повышении тарифов. В настоящий момент разовый проезд в метро стоит 45 рублей, а в наземном транспорте 40 рублей, однако с помощью карты «Подорожник» можно платить, соответственно, 36 и 31 рубль. А по карте петербуржца в подземке можно ездить и вовсе за 30 рублей.
Впрочем, в Комитете по тарифам тут же предупредили, что окончательно вопрос о повышении стоимости проезда не решён, и пока рассматриваются разные варианты. В частности, плата может вырасти не с 1 января, а позже. Вариант «не повышать» при всей своей привлекательности имеет подводные камни: в таком случае горожане за счёт своих средств будут оплачивать поездки туристов, хотя те же деньги можно было бы направить на соцподдержку или здравоохранение.
При Георгии Полтавченко были озвучены наполеоновские планы о выделении 30 млрд рублей в год на строительство метро. В итоге в 2019 году выделили 26 млрд, но потратить сумели на 10 млрд меньше. При этом «Метрострой» сдал три долгожданных станции Фрунзенского радиуса с существенным опозданием. У компании возникли проблемы с расчётами с подрядчиками, и Беглову в конце 2018 года пришлось в ручном режиме решать вопрос с выплатой зарплат метростроителям.
Судьба транспортной реформы — ещёе один вопрос, от решения которого существенно зависят итоговые цифры бюджета. Реформа предполагает отказ от коммерческого транспорта в пользу социального. Действующие маршруты планируется изменить и усилить. Цель изменений состоит в том, чтобы каждый житель мог воспользоваться положенными по закону льготами на проезд. Для этого потребуется дополнительный подвижной состав.и участка от «Улицы Савушкина» до «Зоопарка» на Невско-Василеостровской линии. На эти цели в общей сложности заложено 800 млн рублей. Ещёё полмиллиарда потребуется для завершения работ по полной замене эскалаторов на станции «Технологический институт».
По словам Корабельникова, при нынешних темпах строительных работ освоить больше средств не удастся. Впрочем, в дальнейшем проблему планируется решать различными способами. И уже в 2021 году расходы по соответствующей статье могут вырасти до 23,6 млрд, а в 2022-м — составить рекордные 31,5 млрд рублей. К 2032 году в городе должны появиться 26 станций, и эти планы никто не отменял.
Судьба транспортной реформы — ещё один вопрос, от решения которого существенно зависят итоговые цифры бюджета. Реформа предполагает отказ от коммерческого транспорта в пользу социального. Действующие маршруты планируется изменить и усилить. Цель изменений состоит в том, чтобы каждый житель мог воспользоваться положенными по закону льготами на проезд. Для этого потребуется дополнительный подвижной состав.
Однако в опубликованном проекте бюджета финансирование транспортной реформы не предусмотрено. Вице-губернатор Эдуард Батанов подчеркнул, что говорить об отказе от реформы нет оснований, так как речь идёт о требованиях федерального законодательства.
— Другое дело, что у нас есть вопросы к тому варианту реформы, который нам предложили. Вопросы есть и у населения, это показали слушания. Кроме того, претензии существуют у перевозчиков, — подчеркнул в период работы над документом чиновник.
Позже будущие маршруты были скорректированы по итогам слушания, отчего должна изменится и конкурсная документация. При этом средства под реформу планируется заложить поправкой ко второму чтению. Речь может идти о сумме 11 млрд рублей.
На ремонт дорог в бюджете заложили 8,3 млрд рублей. Это на треть больше, чем в 2019 году, но существенно меньше средств, которые запросил Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Там хотят получить 12 млрд. Дело в том, что к 2024 году доля дорог в нормативном состоянии, согласно президентскому указу, должна составить 84%. Нынешних темпов работ для этого недостаточно, но окончательный вариант корректировки данной статьи скорее всего еще будет обсуждаться.
Добавят 2 млрд рублей и на уборку дорог.
— Помня прошлую зиму, 471 машина была закуплена. Но эти машины нужно обслуживать, эксплуатировать — под эти цели на 1,7 млрд увеличиваем деньги на уборку дорог, — сказал Корабельников.
Как и обещал Александр Беглов, город продолжит закупать новую технику для борьбы со снегом и грязью. ГУДП «Центр» получит субсидию на увеличение уставного фонда «в целях финансового обеспечения приобретения транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог». Речь идет о сумме в 3 млрд рублей.
Зато платить компенсацию за недополученные доходы концессионеру ЗСД город больше не будет.
Александр Беглов своей поправкой увеличил расходы на сертификаты на приобретение жилья для многодетных семей в 2019 году в два раза, доведя сумму до 2 млрд рублей. Эти параметры перекочуют и в бюджет на 2020 год. 3,1 млрд предусмотрен на программу расселения коммуналок.
Также Смольный продолжит наращивать свою долю в «Теплосети Санкт-Петербурга». На эти цели заложено ещё 3 млрд рублей. Эти средства позволят существенно увеличить темпы замены старых труб с горячей водой.
Продолжится реализация ряда уже запущенных проектов, в частности, 1,1 млрд получит ИТМО «Хайпарк». Примерно в полмиллиарда рублей обойдётся подготовка к матчам футбольного Евро-2020. А ещё 3 млрд отправится в Резервный фонд.
Проект бюджета предполагает ввод 166 новых городских объектов. В частности, в городе появятся 33 детских сада, 13 школ, 10 объектов здравоохранения и 29,6 км дорог. 158 млрд рублей планируется потратить на образование, 118 млрд — на здравоохранение, а ещё 77 млрд — на социальную поддержку горожан.
При этом различные комитеты Смольного разместили заявки на дополнительное финансирование на сумму 120 млрд рублей. Эти средства они рассчитывают получить в рамках поправки ко второму чтению. Впрочем, Алексей Корабельников подчеркнул, что сумма эта неподъёмная, а уровень дефицита не должен превышать прошлогодний.