Защита или путь к новоделу: зачем Москва присматривается к памятникам Петербурга?
Новость о том, что Министерство культуры может отобрать у регионов, в том числе у Петербурга, полномочия по охране федеральных памятников, наделала много шума в СМИ. Как подсчитали градозащитники, в Северной столице речь может пойти почти о 4000 объектов. Таких как, например, ГМЗ «Царское село», Исаакиевский собор, Синод. Эксперты в эфире телеканала 78 в программе «Открытая студия» обсудили, откуда у федерального центра взялась такая инициатива, поможет ли она городу сохранить памятники, а телезрители заподозрили чиновников ведомства в попытках «протащить в город на Неве московских инвесторов и внедрить новодел».
Не только Петербург
Как пояснил заместитель управления Министерства культуры РФ по СЗФО Андрей Ермаков, ведомство взялось за проверки в субъектах не по собственному пожеланию, а на основании поручений президента РФ. Речь идёт не исключительно о Петербурге, а о контрольных мероприятиях по всей стране в целом. В конце 2018 и начале 2019 годов главой государства были поставлены вопросы об эффективности работы региональных госорганов по федеральным субвенциям на памятники.
— В рамках поручений президента свою проверку уже провела Счётная палата. Выводы её экспертов оказались неутешительными: около 30% субъектов со своими обязанностями не справляются. Затем свою оценку сделал Минфин. И только потом Министерство культуры начало свои внеплановые проверки в регионах, — пояснил Андрей Ермаков.
По итогам контрольных мероприятий составляются акты технического состояния и осмотра объектов, но под ревизию идут не только сами памятники. Например, выясняется, исполнили ли регионы свои обязанности по созданию отдельных госорганов, отвечающих за сохранность культурного наследия.
— У Петербурга есть КГИОП. А некоторых других субъектах СЗФО такие отдельные органы до сих пор не сформированы, есть только подразделения, у которых не хватает ни полномочий, ни сотрудников, — подчеркнул Андрей Ермаков.
По его словам, в настоящее время проверка Министерства культуры уже завершается. На основании полученных результатов будет подготовлен доклад в администрацию президента. Параллельно с этим процессом предполагается доработать законопроект о перераспределении полномочий. Этот документ обязательно обсудят с общественностью и экспертами.
Заместитель председателя ВООПИиК Александр Кононов напомнил, что в Северной столице находятся 3700 федеральных памятников, полномочия по которым переданы городу. Это, в том числе, такие ансамбли, как ГМЗ «Царское Село», Сенат, Синод, Исаакиевский собор. Всего же в городе почти 10 000 памятников.
Назад к Росохранкультуре
Как пояснил Андрей Ермаков, с 2008 года до 2011-го в России существовала отдельная структура при Министерстве культуры, занимающаяся исключительно памятниками. Организация называлась Росохранкультура. В целях оптимизации она была упразднена, а её функции передали ведомству. Теперь стало очевидным, что это решение оказалось не самым продуманным.
Между тем, как констатировал Александр Кононов, в существующем варианте без создания новой аналогичной Росохранкультуре структуры Министерство культуры с памятниками в регионах просто не справится. По его словам, надо понимать, что ведомство занимается огромными блоками вопросов: это и музеи, и театры, и библиотеки, а не только сохранение памятников.
— И поэтому здесь есть очень большая доля лукавства. Сейчас в Министерстве по вопросам сохранения памятников есть только небольшой департамент, его на всю Россию точно не хватит, — выразил уверенность Александр Кононов и добавил, что в данный момент нормального контроля и поддержки со стороны федерального центра нет.
В пример он привел ситуацию с Шуваловским дворцом, где разрушили исторический западный флигель. Этому объекту помощь не смог оказать ни КГИОП, ни Министерство культуры.
Вместе с тем Александр Кононов подчеркнул, что хотя к КГИОПу много претензий, однако в последние годы ситуация меняется к лучшему.
— Мы видим, что по части административного преследования из-за нарушений законодательства об охране за последние годы в Петербурге сложилась самая позитивная ситуация. Нигде не подаётся и не удовлетворяется столько исков, как у нас, в защиту объектов культурного наследия, — пояснил градозащитник.
Андрей Ермаков согласился с этим мнением. По его словам, в ходе проверок было отмечено: у КГИОПа лучшая судебная практика по стране.
Зачем нам ЮНЕСКО?
Примечательно, что новость о возможном изъятии памятников появилась на фоне сообщений о претензиях к Петербургу от ЮНЕСКО. Эксперты этой международной организации составили отчёт, версия которого появилась у градозащитников.
Один из дозвонившихся в студию телезрителей поинтересовался, зачем вообще Россия как суверенное государство прислушивается к мнению ЮНЕСКО, если кроме критики ничего нет.
Как пояснил Александр Кононов, в ЮНЕСКО РФ «никто не затаскивал», это было добровольное решение, так что теперь это из раздела «вопросы к самому себе».
— Я бы сформулировал этот вопрос так: «Если передать полномочия Москве, то будет ли она советоваться с ЮНЕСКО, и сможем ли мы наконец избавиться от претензий организации?». Но если мы исходим из позиции, что Россия — то и давать по рукам нам, кроме нас самих, никто не имеет права. Не бывает так, чтобы высадились какие-то оккупационные войска и заставили нас соблюдать и уважать наше культурное наследие. В ЮНЕСКО могут только экспертно советовать, — заявил Александр Кононов и добавил, что все объекты, о которых говорили в последнем отчёте, это проблемы последних лет, а не 90-х или «нулевых».
Градозащитник напомнил также, что одна из главных претензий ЮНЕСКО заключается в отсутствии у РФ плана по управлению Петербургом как объектом культурного наследия. А в этом есть вина как федерального центра, так и города.
Как пояснил Андрей Ермаков, кроме объекта в целом есть его компоненты и элементы. Это, как правило, объекты федерального значения, полномочия по которым отданы КГИОП.
— В отчете ЮНЕСКО упоминалась застройка около Чесменского дворца. При этом в 2013 году организация проводила ретроспективную инвентаризацию Северной столицы. В этом документе упоминалось о Чесменском дворце, описывалась охранная зона. В частности, было зафиксировано, что под охраной должен находиться вид на объект с Московского проспекта. И мы предупреждали город, что в таких случаях застройка должна производиться только после согласования с Министерством культуры, чтобы потом не было проблем. Но документов мы так и не дождались, — рассказал Андрей Ермаков, добавив, что существующие механизмы позволяют избежать проблем с ЮНЕСКО, «но вот согласовывать желания нет».
Между тем телезрители в многочисленных сообщениях и звонках говорили о том, что инициатива Министерства культуры для Петербурга может обернуться катастрофой и откроет ворота для московских инвесторов, которые вместо восстановления памятников превращают их в «кошмарный новодел».
— Москва недовольна тем, как Петербург сохраняет памятники? Да чья бы корова мычала, — эмоционально высказалась одна из телезрительниц.
Припоминали многие горожане и громкие скандалы с последующими посадками теперь уже экс-чиновников ведомства.