Экономика
14:002 августа 2019

Защита пенного: к чему может привести план Минпромторга вывести пиво из разряда алкоголя?

2 августа отмечается Международный день пива. Самое время узнать у врача о реальных вреде и пользе этого напитка. А ещё — поговорить с экспертом о последних «алкогольных» законодательных инициативах в стране и их возможных последствиях.

Фото: unsplash.com

50 литров на нос

В середине июля стало известно, что Минпромторг планирует вернуть старые-добрые времена и вывести пиво из разряда алкогольной продукции. Это коснётся как розничной торговли, так и общепита. Если предложение ведомства будет одобрено, бутылочку пива можно будет легально купить среди ночи и даже, возможно, в ближайшем ларьке. Чтобы жить снова стало хорошо.

Впрочем, пока это лишь предложение — одно из целого ряда мер, которые должны упростить продажу алкоголя в стране. Инициатива, по данным РБК, заявлена в проекте развития торговли на 2019-2025 годы, опубликованном Минпромторгом в середине лета. На данный момент говорить о реальных шагах рано. И всё же — не ждёт ли нас «пивной потоп» при положительном для ведомства исходе?

Президент петербургской «Гильдии маркетологов» Игорь Березин отмечает, что Министерство, по всей видимости, хочет так поддержать производителей пива, жизнь которых в последние годы весьма нелегка.

— У пивоваров уже давно времена не самые лучшие. Потребление пива у нас снижается. Бывают удачные годы — например, прошлый год, когда и лето было тёплое, и чемпионат мира проходил, и потребление пива, в итоге, выросло. Но до этого несколько лет было снижение, — рассказал маркетолог.
Фото: Aleksey Bychkov /globallookpress.com

По словам Игоря Березина, в данный момент потребление пива в России составляет порядка 50 литров на человека в год. Это не много и не мало — «комфортно». Такой уровень «какого-то супервреда», по мнению специалиста, здоровью нации нанести не может. Особенно — по сравнению с крепкими напитками.

Борьба с растущим спросом

— Атака на пиво идёт уже много лет, больше десяти, — поделился Игорь Березин. — У нас был период очень быстрого роста, когда объёмы потребления пива росли на десятки процентов в год. И к 2007-2008 году мы вышли на довольно большие цифры — порядка 75 литров на душу населения. Многие боялись, что рост пойдёт дальше, дойдёт до 100 литров и выше. А это уже не очень хороший уровень, это уже не очень здорово. И стали его тормозить.

Цифры потребления, отметил президент «Гильдии маркетологов», конечно, средние: кто-то не пьёт пиво совсем, другой же может выпивать по бутылке каждый день. Быстрый рост страсти к пенному повлёк за собой законодательные санкции.

— Был принят целый комплекс мер: запрещение рекламы пива, запрещение распития его в общественных местах, приравнивание пива к крепкому алкоголю с точки зрения налогообложения… И, в конце концов, его вытеснили из киосков, — вспоминает Березин.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

К законодательным ограничениям примешалась «первая волна» кризиса 2009 года, и всё это привело к снижению потребления пива, а также росту продаж крепкого алкоголя, рассказывает эксперт. После второй кризисной «волны» в 2014-2016 годах продажи постепенно снизились в полтора раза.

О разговорах и погоде

Впрочем, пока к этой инициативе президент «Гильдии маркетологов» относится с изрядной долей скепсиса:

— Всё будет зависеть от того, какие конкретно действия это за собой повлечёт. Если будет снижение налога, то это приведёт и к снижению цены конечного продукта. А снижение цены ведёт за собой увеличение спроса. Если будет разрешено продавать пиво там, где его раньше не продавали, соответственно, это приведёт к увеличению продаж.

Вероятен также и другой вариант развития событий, отмечает Игорь Березин:

— Если это ничего за собой не повлечёт, как у нас часто бывает: пообсуждают-пообсуждают, одни одно мнение выскажут, другие другое, и ничем это дело не закончится — соответственно, ничего и не изменится.

Однако на употребление пива в нашей стране чуть ли не больше, чем законы, влияют погодные условия. По словам маркетолога, пиво — сезонный продукт, как и любые прохладительные напитки. Текущим холодным летом продавцам пенного пришлось нелегко, а вот жаркое лето 2018 года, без сомнения, подняло продажи.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Игорь Березин считает, что пивоваров надо как-то поддержать — «когда и погода не радует, и потребительский спрос низкий». Но беспокоиться за здоровье нации рано, уверен он: даже в самом лучшем случае продажи пенного вырастут лишь на 10%. Если же лето 2020 года окажется исключительно жарким — максимальный рост может составить не более 20%. Всё это может привести к снижению употребления крепкого алкоголя от силы на 5-10%.

Рубль на градус

Отметим, что любой экономический кризис по определению работает против пива:

— Пиво — достаточно дорогой продукт, в пересчёте по коэффициенту рубль/градус, — отмечает маркетолог. — Если мы возьмём европейские страны, то там бутылка пива стоит два евро, а бутылка крепкого алкоголя — 20 евро, в 10 раз дороже. А в нашей стране бутылка крепкого алкоголя стоит от 250 рублей, а бутылка самого дешёвого пива — 50-60 рублей. Соответственно, в экономически неблагополучные периоды у нас происходит перемещение спроса в сторону более крепких напитков.

Конечно, крепкий алкоголь и пиво — рынки разные, и далеко не каждый любитель 40-градусной откажется от стопки в пользу пива. Тем не менее, если пересчитывать на литры, именно пиво составляет основной объём продаж алкоголя в стране — около 7,5 млрд литров в год, по словам Игоря Березина. Водки, для сравнения, продаётся около 1 млрд литров, вина — также около 1 млрд. Что касается прибыли — здесь доля пива составляет 35-40%, отмечает эксперт.

Фото: flickr.com  Ihor Polyakov
Фото: flickr.com/ Ihor Polyakov
— А если брать в пересчёте на чистый алкоголь, получается, что из общего объёма примерно в 12-14 литров (чистого спирта — прим. ред.) на душу населения в год, на долю пива приходится порядка 2-2,5 литров. Здесь, конечно, доминирует водка.

Лики пивного алкоголизма

Что обо всё этом думает врач? Диетолог Андрей Бобровский отмечает, что за рубежом можно найти позитивные примеры:

— В тех странах, где наиболее распространены слабоалкогольные напитки, такие, как пиво, алкоголизм от крепких напитков является не такой острой проблемой. Это международная статистика. Именно на этом основано такое лояльное отношение правительств некоторых государств к слабоалкогольным напиткам, в том числе и к пиву.

Это плюс. Но он, к сожалению, не всепоглощающий — есть и неприятные исключения. Андрей Бобровский пять лет своей жизни отдал работе в областном наркологическом диспансере, а потому близко знаком со статистикой алкоголизма.

— Я видел реальные примеры, когда потребление слабоалкогольных напитков приводило к достаточно тяжёлым последствиям, — вспоминает врач.
Фото: Aleksandr Schemlyaev  globallookpress.com
Фото: Aleksandr Schemlyaev /globallookpress.com

По его словам, легче всего в «пивную зависимость» попадают женщины. Мужчины, впрочем, отстают не намного — в отличие от женщин, они нередко со временем переходят на «более тяжёлую артиллерию», поднимая градус напитков. А значит, закрывать глаза на содержание алкоголя в пиве нельзя. Алкоголем после изменения законов оно быть не перестанет.

А значит, определённая опасность для общества в случае снятия ограничений на время и место продажи пива всё-таки есть, уверен специалист.

— Поэтому лично моя позиция в том, чтобы снятия этих запретов и ограничительных мер не было, — подводит итог Андрей Бобровский. — Я не поддерживаю это.

Легенды о «пивных витаминах»

Но как же быть с невероятной питательностью пива, огромным букетом витаминов и микроэлементов в нём? Точнее, с мифами обо всём этом, бурно расцветшими у нас в стране ещё пару десятков лет назад. Диетолог подтверждает — это мифы. Какие-то витамины в очень хорошем, «живом» пиве, конечно, есть — но содержание их настолько мало, что пить пиво «ради пользы» как минимум глупо.

— Вообще традиция пить пиво в средневековых городах Западной Европы появилась благодаря тому, что элементарно был недостаток чистой воды, — рассказал в беседе врач. — И могло произойти заражение. А пиво в силу особенностей своего производства не позволяло инфекции распространиться пищевым путём. Во многом именно из-за этого пиво и полюбили.
Фото: Aleksandr Schemlyaev  globallookpress.com
Фото: Aleksandr Schemlyaev /globallookpress.com

Если же сравнивать пользу от воды и пива, то диетолог решительно отдаёт предпочтение воде. Даже учитывая отсутствие в ней каких-либо полезных веществ, она полезней.

— Получать витамины, микроэлементы либо другие полезные вещества с помощью пива — ну, это, по большому счёту, нонсенс, — смеётся врач.

А как же быть с пивными дрожжами? Мода на них прошла, но долгое время на полках аптек они были в первых рядах — хоть с кальцием, хоть с витаминами. Есть ли толк от этих БАДов?

— Говорят, что они якобы нормализуют микрофлору желудочно-кишечного тракта, но это не совсем так в действительности. На самом деле, БАД «Пивные дрожжи» — это на 99% реклама, и всего лишь 1% — какая-то косвенная польза. Но особого толка от пивных дрожжей, даже в плане нормализации микрофлоры ЖКТ, нет, — разводит руками Андрей Бобровский.

Дети и пиво

Правда, есть у пива одна положительная особенность, отрицать которую врачи не станут. Андрей Бобровский отмечает, что изредка снять стресс и усталость таким вот «разрешённым» способом, восстановить эмоциональное состояние, поддержать психологическое здоровье можно. Главное, конечно, не злоупотреблять.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Совсем другое дело, когда речь идёт о психологическом и физическом здоровье детей и подростков.

— Влияние пива на организм ребёнка — самое отрицательное, — подчёркивает специалист. — Подросткам слабоалкогольные напитки категорически запрещены, поскольку потребление их формирующимся, незрелым организмом приводит к очень быстрому формированию зависимости. С другой стороны, происходит резко отрицательное влияние на мозговую деятельность. Это очевидно и не обсуждается — подросткам пиво категорически запрещено!

Андрей Бобровский отмечает, что держать свою алкогольную зависимость под контролем не могут чаще всего даже взрослые люди — чего уж говорить о подростках. А значит, детей, которым всегда всё любопытно, необходимо максимально оградить от путей получения «зелёного змия».

Больше интересных статей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».

ЗаконопроектыАлкогольТорговля
Елена Кобзева
Другое по теме