Прямой эфир

Молодёжь требует пива: потребление «пенного» стало расти впервые за 11 лет

Александр Лобановский
7 февраля 2019, 18:40
Упав за 10 лет на треть, пивной рынок России снова начинает подниматься. Надежду пивоварам подарил не только чемпионат мира по футболу, но и демографическая ситуация. Молодежь по-прежнему выбирает пиво.
Фото: pxhere.com

В среду, 6 февраля, крупнейшая пивоваренная компания России «Балтика» опубликовала свои результаты за 2018 год. По оценкам её специалистов, за прошлый год российский рынок пива вырос впервые за последние 11 лет. Рост составил 3%. Его причинами «Балтика» считает тёплую погоду и чемпионат мира по футболу, состоявшийся в 2018 году.

В «Балтике» также отмечают, что наибольший рост показали сегменты безалкогольного и крафтового пива — на 38% и 22% соответственно (в портфеле компании).

Ещё один крупный производитель пива AB InBev Efes подтверждает, что в 2018 году пивная индустрия впервые за последние 10 лет показала рост производства, который составил, по данным компании, порядка 2,5%.

— К ключевым драйверам роста в равной степени можно отнести заморозку ставки акциза, отсутствие иных неблагоприятных законодательных инициатив, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 и продолжительную тёплую погоду в центральной части России, — сообщил 78.ru директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

Рост интереса к крафтовому пиву подтверждает совладелица сети баров «Толстый фраер» Надежда Любина. Она также видит небольшой рост рынка в целом.

В более дорогом сегменте всё не так оптимистично. Владелец сети бельгийских пивных Kwakinn Владимир Постниченко говорит, что петербуржцы стали ходить в такого рода заведения реже.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Пивной рынок в России резко вырос в начале «нулевых», но, начиная с 2007 года, он падал и к 2018 году сократился на 35%.

Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что «Балтика» поспешила заявить о возвращении рынка к росту. По его данным, потребление пива за прошлый год снизилось на 1 — 1,5%. Однако и он уверен, что перелом уже наметился.

— В 2019 году падения пивного рынка уже не будет, а может будет даже небольшой рост. А в 2020 году точно начнётся рост, — прогнозирует Дробиз.

Он считает, что основная причина колебаний пивного рынка — демографическая. В начале 90-х в стране произошло резкое падение рождаемости, поэтому, начиная с 2008 года, число 18-летних россиян снижается. А именно молодёжь — главные потребители пива, считает Вадим Дробиз. Сейчас же начало взрослеть поколение рождённых в «сытые нулевые», и эта молодёжь тоже пьёт пиво. Интересно, что в «Балтике» перспективы рынка оценивают более осторожно.

— Рыночная ситуация 2018 года по сути своей уникальна, в ней объединился и потенциал глобального спортивного события, и благоприятные погодные условия, так что повторить её в полном масштабе будет непросто, — сообщили 78.ru в пресс-службе «Балтики».
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Более оптимистичны в AB InBev Efes.

— В отношении 2019 года мы настроены позитивно. В случае, если не будет введено дополнительных регуляторных ограничений, можно рассчитывать на дальнейшую стабилизацию и рост рынка — говорит Ораз Дурдыев.

Госрегулирование пивного рынка — это действительно ещё один важнейший фактор развития рынка. В прошлом году обсуждался целый ряд инициатив: введение минимальных розничных цен на пиво, маркировки и лицензирования, ограничений по объёму тары, мест продажи, рекламы и т.д. Некоторые меры, такие как маркировка бутылок акцизными марками и минимальные цены, собираются в этом году ввести в некоторых регионах в виде эксперимента.

— На 2019 год Росалкогольрегулирование запланировало в два — три раза больше проверок пивоваренной отрасли, чем в прошлом году. Государство собирает информацию для того, чтобы ввести регулирование пивной отрасли абсолютно идентичное всему остальному алкоголю, то есть убрать все льготы, — констатирует Вадим Дробиз.

Впрочем, на стороне пивоваров вскоре вновь сыграет футбол. В 2020 году в Санкт-Петербурге состоятся четыре матча чемпионата Европы. Продажи пива, как показывает практика, в такие моменты «выстреливают».