Общество
10:0512 июля 2019

«Белорусский базар»: как советский ГОСТ превратился в удачный маркетинг

Белорусские товары стали своеобразным знаком качества, но так ли они натуральны и полезны — разбирался 78.ru.

Фото: пресс-служба ОАО "Бабушкина крынка"

Первые магазины под брендом «Белорусских товаров» появились в Петербурге почти десять лет назад. Колбасу, сыр, творог и масло из соседнего государства давно возили при каждой возможности, считая более качественными, чем сделанные в России. Когда магазины вышли на петербургский рынок, то сразу нашли своего клиента. Размещать торговые точки старались в спальных районах, там, где словосочетание «советский ГОСТ» вспоминается с ностальгией. Сегодня красно-зелёные вывески можно встретить почти у каждой станции метро, вблизи автобусных остановок. Магазины белорусских товаров наводнили Петербург, но так ли хороша их продукция до сих пор, разбирался 78.ru.

Не хуже нашей

За качеством всех продуктов, не только белорусских, у нас следит Роспотребнадзор. Проверки проводят регулярно, недостатки, конечно, находят, но каких-то вопиющих нарушений не фиксировали. В целом белорусская продукция, представленная и в сетях, и в отдельных торговых точках выдерживает конкуренцию, а в чём-то и превосходит российскую. Если в отечественной молочке находили подмену на растительные жиры, то соседи шли другим путём. Они выдавали сухое молоко за свежее, но такие хитрости сразу пресекали. При этом, как отмечают эксперты, и порошковый продукт в Белоруссии качественный. Однако поставки сухого молока в Россию последние годы ограничивают. Но белорусы отыгрываются на свежем, рыбе, яйцах, мясе и колбасе. И спрос не уменьшается. Причём непонятно, что именно привлекает покупателей: качество, цена или любовь к белорусским товарам — просто дело привычки.

«Без белорусов нам пока никуда»

Петербургское отделение организации «Общественный контроль» постоянно следят за качеством продуктов на прилавках. И хотя специально только белорусскую не тестировали, считают, что наша, российская, продукция нередко соседям проигрывает. В первую очередь это касается молочных продуктов: молоко, творог, сливочное масло, сгущёнка. Все перечисленное на проверку и правда оказалось очень качественным, соответствующим всем регламентам и ГОСТам. При этом почти в половине российских образцов находят фальсификат: молочные жиры заменяют на растительные, а также разбавляют готовый продукт водой. По мнению экспертов, причин, по которым наши производители проигрывают в конкурентной войне, две: 25% дефицит молока и торговые сети, ставящие перед производителями невыполнимые условия, например, называя цену закупки, за которую просто невозможно создать натуральный продукт.

Фото: pexels.com
— Почему белорусские продукты заполонили именно Россию? У них перепроизводство, а у нас у единственных из ближайших соседей по молоку дефицит, у нас он 25%, и мы его восполняем за счёт Белоруссии во многом. У нас просто нет такого поголовья. Сейчас пытаются поддерживать местных производителей, им даются определённые льготы. Но без белорусов нам пока никуда, — считает председатель городского отделения организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневский.

И пока белорусы, осознавая это, очень не хотят российский рынок терять. Отсюда и такой жёсткий контроль за соблюдениями всех требований. К тому же сегодня в соседнее государство переводят из экономии часть своих производств и россияне. По заявлению эксперта, целые сети под своими марками продают белорусское молоко, и оно выходит и дешевле, и качественнее.

В порядке бренда

То, что товары из Белоруссии стали уже брендом, нет сомнений. Об этом с уверенностью заявляют специалисты. У покупателей сегодня сформировалось крепкая закономерность, что-то, что произведено в Белоруссии — это обязательно качественно. Причём сегодня совершенно неважно, насколько это соответствует действительности. Маркетологи убеждены: как только бренд сформирован, он начинает жить своей жизнью, и уничтожить веру к нему очень сложно.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
— Уже сформировалась устойчивая связь, и она очень консервативна. И разрушить её в сознании потребителя теперь довольно сложно. Мы верим бренду, даже если он испортился. Всё складывается сложнее, чем кажется потребителю. Появляются те, кто обманывают, кто под личиной белорусского товара выпускает что-то другое, бывают и подделки. У потребителя есть в голове, что белорусские товары хорошие. И он продолжает покупать, — рассказала член Совета гильдии маркетологов Анастасия Птуха.

При этом обезопасить себя от того, что под видом белорусских товаров вы не купите продукт другого производителя, невозможно. Согласно действующему закону можно запатентовать наименование мест происхождения товара, но это касается только небольшой территории. Например, «вологодское масло» или «тульский пряник» — они должны отвечать определённым стандартам и определённый процент их должен быть произведён на территории региона. Белоруссия же — страна, и качество её производства нельзя подогнать под единый стандарт. Этим и пользуются недоброкачественные производители, просто наживаясь на бренде. Специалисты уверены, если вам попался некачественный белорусский продукт — проверьте производителя, может быть, за названием скрывается производитель из совсем другой местности.

Граница на замке

Тем не менее белорусский производитель иногда подводит. Просто в большинстве случаев до петербуржцев сомнительный товар просто не доходит. Согласно сведениям регионального управления Россельхознадзора только в 2018 году контроль не прошли почти 500 тонн разной продукции из Белоруссии. Среди задержанных товаров — мясная и молочная продукция, рыба, морепродукты, яйца. И динамика сохраняется — за первое полугодие 2019 года на прилавки петербургских и других российских магазинов не попали уже 200 тонн такой продукции. Кроме того, часто Россельхознадзор «бракует» соседские яблоки, капусту, картофель и помидоры. Правда, тут чаще проблема санкций, а не качества. Что же касается мясной, молочной и рыбной продукции, то нарушений можно выделить несколько.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
— Чаще всего специалисты фиксируют отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на товар, средств идентификации на животных. Ещё одно частое нарушение — в транспортном средстве отсутствует или не функционирует холодильное оборудование, — рассказали в управлении Россельхознадзора по Петербургу, Ленинградской и Псковской областям.

При этом больше всего в процентном соотношении нарушений находят в рыбе и готовой продукции. Но эти цифры тем не менее очень невелики. В 2018 году только 1% всей рыбы и морепродуктов не прошёл проверку, правда, за первое полугодие 2019 — уже 2%. Что касается мясной и молочной продукции, здесь ситуация ещё лучше — от 0,1% до 0,2%.

Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».

ПродуктыЕдаТорговля
Дарья Лымарева
Другое по теме