Эксплуатация по-китайски: почему миллион туристов не приносит Петербургу прибыль?
Теневой рынок китайских гидов: жёсткий демпинг и никакой безопасности
Всего Петербург в прошлом году посетили около 1 200 000 туристов из Китая. При этом, через официальных российских туроператоров, судя по данным комитета по развитию туризма, прошло лишь около 270 тысяч гостей из Поднебесной. Такие цифры Юрий Цуркан, председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, назвал 18 июня на пресс-конференции, посвящённой этой проблеме.
– Где этот оставшийся миллион? Где его искать? – задаёт риторический вопрос Цуркан. – Поискать их в средствах размещения? Сразу увидим, сколько на самом деле прибывает граждан КНР и обслуживается.
В 2018 году количество туристов из Китая в Петербурге составило 800 тысяч человек. Как видим, рост ощутимый. Вот только толка от этого роста нет никакого. Кира Журавская, генеральный директор туристической компании «Бест Драйв», отмечает, что нелегальные организаторы китайского отдыха жёстко демпингуют, и российским туроператорам приходится играть по их правилам.
– Смотрите, я официальный туроператор, я плачу налоги, у меня есть офис, сотрудники, я оплачиваю взносы в ту же Ассоциацию содействия туризму. У меня только налогов уходит около полумиллиона от общего оборота! А есть китайский гид, который сидит дома, офис ему не нужен, налоги он не платит. Он с мешочком денег прибежал в гостиницу, забронировал, договорился по низким ценам – и всё, он не несёт никакой налоговой нагрузки!
Обходя стороной российские налоги, такой «гид» может сам предложить очень дешёвые услуги, отмечает Журавская:
– Он приходит к китайскому туроператору и говорит: «Я возьму группу и откатаю в два раза дешевле». Поэтому у нас цена не растёт, цена падает!
Китайцы, организующие «теневой» отдых соотечественников, часто не платят даже зарплату собственным работникам. Тотальная экономия на всём, включая безопасность (как самих туристов, так и окружающих), даёт им возможность почти полностью выдавливать с рынка легальный бизнес.
– Например, цена на автобусы была 1300 рублей ещё два года назад, тогда это было нормально. Сейчас она такая же. Потому что китайцы ввезли свои автобусы, купили путевую документацию, посадили водителей, которые даже зарплату не получают – они работают за чай! Машины не проходят никакой технический осмотр, сами водители, – не проходят медицинский, просто встали от забора и сели в автобусы, – рассказала Кира Журавская. – И таких вот нелегальных перевозчиков тысяча автобусов. При этом, у нас всего 1,5-2 тысячи автобусов.
Гендиректор «Бест Драйва» подчеркнула: выходит, что более половины всего туристического городского транспорта работает по купленной документации, с неоформленными водителями, и никто здесь ни за что не несёт ответственности.
– Так цена демпингуется. Наши затраты растут, а цены такие же, – разводит руками туроператор.
По словам Киры Журавской, китайские нелегалы давно чувствуют себя на петербургском туристическом рынке как полноправные хозяева – и именно так себя здесь ведут.
Новые правила в неудобный момент
Впрочем, вся эта печальная ситуация сложилась не в один момент. Поводом к проведению пресс-конференции 18 июня послужили грядущие изменения в правилах «Порядка реализации соглашения между правительством РФ и правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года».
Как рассказала Кира Журавская, по этим правилам с 2000 года наши туроператоры работали без каких-либо проблем в течение 15 лет:
– Само русско-китайское соглашение 2000 года предусматривает, что китайский туроператор присылает русскому список туристов, русский туроператор этот список заверяет печатью и несёт в комитет по туризму. Комитет заверяет эти списки, один экземпляр оставляет себе, а остальные отправляются на пропускные пункты, где проезжают туристы. Скан списков из комитета по туризму тут же идёт в Китай, без него китайские туристы не могут проходить регистрацию, садиться на самолёт.
Возможность путешествовать без визы – априори вещь очень приятная, так что групп туристов из Китая всегда много. Но в середине мая петербургский комитет по туризму решил вдруг ввести новый регламент на въезд китайских отдыхающих. Участников туристического бизнеса возмутило, во-первых, то, что регламент было решено ввести без обсуждения с ними. А во-вторых, время, выбранное для этого. В конце концов, вводить новые правила в разгар сезона – идея довольно странная.
– 27 мая состоялось совещание в правительстве Санкт-Петербурга, на котором туроператоры надеялись услышать объяснения поспешных действий, которые не были никак анонсированы, о том, что будут вводится некие новые правила, – рассказал Юрий Цуркан. – Причин на совещании они не услышали, возможности высказать мнения не было, сложилось впечатление, что оно и не нужно было.
В результате, испуганные участники городской туриндустрии пожаловались на комитет по туризму Санкт-Петербурга в прокуратуру и губернатору. И жалобы, очевидно, принесли плоды: в начале пресс-конференции Юрий Цуркан принёс добрые вести. Он рассказал, что пообщался с председателем комитета по развитию туризма Евгением Панкевичем, и тот пообещал перенести введение нового порядка с высокого сезона на низкий.
Впрочем, главную острую проблему – теневого китайского туристического рынка – эта отсрочка не решает.
Рука, руководящая из Китая
Как работает китайская «скрытая» туриндустрия? Скрытой она уже давно называется номинально.
– У них свои рестораны, свои магазины, очень часто с группой едет турлидер, который везёт янтарь из Китая и здесь же китайцам продаёт. И притом не всегда это янтарь, иногда продают вообще канифоль – попробуй узнай, никто же не отслеживает, – рассказала Кира Журавская в интервью 78.ru.
Причём так гости из Китая ведут себя не только в нашем городе. Гендиректор «Бест Драйва» поделилась опытом коллег:
– Два года назад у нас была пресс-конференция с Иркутском по скайпу. И вот коллеги рассказали, что китайцы в Иркутске, там, где Байкал, практически сами себя обслуживают – российские туроператоры только оформляют им безвизовые списки. Они приезжают на своих автобусах, живут в своих гостиницах, питаются в своих же ресторанах, и никогда не ходят в музеи, где нужно платить деньги. Они и у нас спокойно могут прийти в Екатерининский парк, не заходя во дворец, погулять, всё показать, с тургруппы деньги собрать и уйти. Точно так же они ведут себя на Дальнем Востоке.
При этом, в России сложилась уникальная по своей катастрофичности ситуация.
– Вьетнам запретил работать китайским гидам, в Китае попробуйте работать нелегальным гидом – вас тут же поймают и сделают с вами что-то нехорошее. А у нас это происходит спокойно, никто за этим не следит, никому это не нужно! – пожаловалась Кира Журавская. – Сейчас поток туристов увеличился, а доходы уменьшились. Мы практически выживаем, ещё чуть-чуть – и нам проще будет уйти с рынка и оставить всё китайцам.
Проблемы, по её словам, начались в 2015 году, когда Ростуризм решил ввести новую Специальную информационную систему – СИС. С тех пор все списки туристов необходимо было «прогонять» через неё. Но зарегистрироваться в СИС оказалось не так-то просто, многих российских туроператоров Ростуризм не пускал в систему почти два года.
Среди таких компаний оказалась и «Бест Драйв». Позже Федеральная антимонопольная служба подтвердила, что Ростуризм превысил здесь свои полномочия. Но за два «сложных» года, отметила Кира Журавская, в России в целом и в Петербурге в частности успел сформироваться чёрный туристический рынок. Да и сама система СИС слишком сложна и непонятна, отметила гендиректор компании, и слишком часто в ней случаются крупные сбои.
– До 2015 года мы прекрасно работали, у нас не было нелегалов, мы платили налоги и пополнялся бюджет. На сегодня ситуация следующая: количество китайских туристов прибывает в разы, а бюджет города не получает ничего, – подытожила Журавская.
Юрий Цуркан отметил: такая ситуация создаётся на туристическом рынке намеренно.
– Эта система (СИС – прим. ред.) действует вне правового поля, исключительно на нескольких актах Ростуризма. Чиновники Ростуризма получают комиссионное вознаграждение через предприятие в Гонконге, через этот механизм и течёт вся река китайских туристов к нам! – поделился мнением председатель совета Ассоциации. – Используя эту систему, неизвестные лица осуществляют неправовое регулирование нашего туристического рынка. Некие иностранцы нами руководят, что хотят, то и делают.
Так это или нет, бесспорным фактом остаётся одно: туристические потоки из Китая в Петербург приносят сейчас бюджету мизерную прибыль, при этом жестоко эксплуатируя городскую инфраструктуру. В свете всё более укрепляющейся связи нашего города с Китаем это не может не пугать.
Так, за четыре месяца текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года пассажиропоток из Поднебесной увеличился на 73%. Кроме того, текущим летом Петербург и Куньмин свяжут прямые рейсы, а значит, поток вырастет ещё больше. Что же будет дальше?
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».