Бесправные УК и жильцы: как поплатятся за «мусорную реформу» петербуржцы

22 мар, 18:03
Светлана Коваленко
Единые мусорные операторы пришли в регионы. С какими проблемами столкнулись субъекты РФ, и что ждёт Петербург?
Фото: globallookpress.com/ Bastiaan Slabbers

В конце прошлого года власти Северной столицы решили воспользоваться мораторием Госдумы РФ на запуск с 2019 года работы единого мусорного оператора в трёх городах федерального значения: Москвы, Петербурга и Севастополя. В городе на Неве «мусорная реформа» стартует только в 2020 году. Между тем, единые операторы уже начали свою деятельность в других регионах. Эксперты рассказали, что может ждать Петербург на примере других субъектов через год, если не будет учтён их опыт.

В режиме монолога

Согласно данным, размещённым на сайте правительства Московской области, в настоящее время на её территории созданы семь кластеров, где работают семь региональных операторов. В Рузском кластере работает ООО «Рузский региональный оператор». В эту зону включён Красногорск, где ГК «Эталон» возвела ЖК «Изумрудные холмы», которые обслуживает управляющая компания застройщика.

Как рассказала сайту 78.ru представитель «Эталон-Строй», заместитель директора по развитию дополнительных сервисов, член экспертного совета комитета Госдумы РФ по вопросам ЖКХ Алла Винник, запуск оператора в Красногорске обернулся серьёзными проблемами для жильцов.

— Нужно понимать, что единый мусорный оператор — это, по сути своей, монополист, на которого, как показала имеющаяся в настоящее время практика, трудно повлиять. Если раньше можно было апеллировать к перевозчикам тем, что, допустим, их цены или качество работы не устраивают, потому мы будем искать новую компанию, то теперь об этом речи не идёт. Раньше с такими предприятиями мы вели переговоры, сейчас это делать по сути бесполезно, так как оператор диктует свои условия, — подчеркнула она.
Фото: globallookpress.com/ Antonio Melita

По словам Анны Винник, в самом начале своей деятельности у оператора имелись и длительные задержки с вывозом мусора, который не убирался по три-четыре дня.

— Для крупного жилого комплекса такие задержки означают его превращение в помойку. А на все наши жалобы говорилось только: «Извините, у нас пока нет свободных машин». Сейчас ситуация получше, но задержки, пусть и меньшие, всё-таки есть, — констатировала эксперт.

Как считает заместитель генерального директора по техническим вопросам Группы «КОМФОРТ» (обслуживает объекты ФСК в Московской области) Игорь Ситников, оператор, выигравший конкурс на право монопольного обслуживания территории компании по вывозу мусора, оказался совершенно не готов к выполнению задачи в таком объёме. Работать он начал в новогоднюю ночь и потому не успел заменить контейнеры других перевозчиков на собственные.

— В связи с тем, что накопление бытового мусора является непрерывным процессом, а в новогодние праздники отходы накапливаются в разы быстрее, стали образовываться навалы мусора. Сбой в вывозе отходов в некоторых районах продолжался 30 дней, — пояснил Игорь Ситников.
 Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

С мнением, что мусорные операторы уже успели за три месяца продемонстрировать свои амбиции монополистов, согласен председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. По его словам, у жителей регионов, где была запущена мусорная реформа, осталась вместо всех прав только обязанность платить.

— Например, раньше с перевозчиками всегда можно было договориться об удобном времени вывоза мусора для граждан. Никому не было удобно, чтобы грузовики забирали мусор в восемь-девять часов утра, когда жильцы массово выезжают на работу, а машины перевозчика блокируют выезды. Всегда можно было договориться о пяти-шести часах утра. Теперь операторы в регионах ставят перед фактом: у нас весь район, и можем только в девять часов, — констатировал Евгений Пургин.

За дополнительную плату

Как отметила Анна Винник, ещё одним неприятным сюрпризом для жильцов стал отказ единого оператора за стандартный тариф вывозить крупногабаритный мусор. Как известно, въехав в новую квартиру, многие начинают ремонт. Из-за этого строительный мусор вытаскивают из квартир мешками. Оператор, как утверждает Анна Винник, предлагает оказывать такую услугу только за дополнительную плату. Рассчитывать её предлагают в зависимости от объёмов ТБО, которые надо вывезти, и оперативности.

Евгений Пургин поясняет, что раньше УК собирали плату за вывоз мусора с населения по нормативу, а платили перевозчикам по факту вывезенных отходов.

— Средств, собранных с граждан, всегда с лихвой хватало. Теперь выходит, что надо платить больше, — констатирует он.
Фото: globallookpress.com  Nikolay Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

Необходимость дополнительно оплатить оператору вывоз крупногабаритного мусора (КГО) подтверждает и директор УК «Синергия» (компания занимается обслуживанием жилых комплексов строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест» в Архангельске и Северодвинске) Илья Волокитин.

— Как правило, для КГО выделяется отдельная секция на контейнерной площадке. В общем нормативе накопления отходов, утверждённом муниципалитетом, доля такого мусора определена в 10%. На практике этот объём, конечно, больше. Поэтому на общих собраниях собственников мы предлагаем включать дополнительные расходы на вывоз и утилизацию КГО в тариф по строке «Содержание», — поясняет он.

Как добавляет Игорь Ситников, вывозить строительный мусор оператор предлагает по цене в разы выше среднерыночной стоимости. При этом основная проблема даже не в деньгах, а в том, кто должен платить за услугу. Из логики рыночных отношений следует, что это потребитель. В данном случае это собственник помещения, который делает ремонт в своей квартире, а не управляющая организация.

— Но возникает вопрос, как обязать собственника добросовестно или самостоятельно оплатить утилизацию образованного при ремонте мусора. В настоящее время владельцы помещений, как было заведено ранее, складируют строительный мусор на контейнерных площадках. Региональный оператор его без договора и оплаты не вывозит, образовываются навалы, за которые контролирующие органы штрафуют управляющие организации. Особенно это проявляется на вновь вводимых домах-новостройках. Из-за этого управляющая организация вынуждена за свой счёт вывозить строительный мусор и нести необоснованные убытки, так как отсутствуют законные рычаги воздействия на недобросовестных жильцов, — говорит Игорь Ситников.
Фото: globallookpress.com  G. Ronald Lopez
Фото: globallookpress.com/ G. Ronald Lopez

Анна Винник отмечает, что в настоящее время, например, в Красногорске для населения установлен в девять рублей с одного « квадрата» жилой площади, что в три раза больше, чем было раньше. Между тем оператор заключил соглашения ровно с теми же мусорными перевозчиками, с которыми УК раньше взаимодействовала напрямую.

Сколько будут платить петербуржцы за вывоз мусора с переходом на новую схему, пока неизвестно. Ранее предполагалось, что это будет 140 рублей за каждого проживающего в квартире. Эти суммы возмутили многих горожан, особенно многодетных. В феврале в Смольном было принято решение о создании рабочей группы, который предстоит актуализировать данные об объёмах сбора ТКО и пересчитать ещё раз тариф.

Ранее в Минприроды предвидели возможные проблемы в запуском работы единых мусорных операторов в субъектах РФ. На поддержание деятельности организаций обещали зарезервировать 12 млрд рублей. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин полагал, что в зоне «турбулентности» операторы пробудут до сентября этого года.

Другое по теме