«Он очень не любил театр»: 60 лет назад родился Алексей Балабанов
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Алексей Балабанов отпраздновал бы сегодня 60-й день рождения. Обладатель премии «Ника», двукратный призер кинофестиваля «Кинотавр» был неприхотлив в быту, но чрезмерно требователен к себе и окружающим во время съемок.
Его работы хвалили, ругали, обвиняли в чрезмерной откровенности, но равнодушными Балабанов не оставлял никого. Кинорежиссёр добивался отсутствия пафоса, который, по его словам, больше подходит для сцены.
— Он очень не любил театр. И я когда звала его к себе на премьеру, говорил: «Да вы там кривляетесь все». И вот эта подлинность. Почему в его последние картины попадают не актеры? Потому что он уже на актеров насмотрелся, и ему нужна была какая-то земля, жизнь, — вспоминает актриса Светлана Письмиченко.
«Землю» и «жизнь» Балабанов искал на протяжении всего творческого пути. Именно в поисках и выработался тот самый балабановский почерк, который привел его к триумфу.
Так, в фильме «Брат» Балабанову удалось увековечить на первый взгляд неприметные места Петербурга: угол на Морской набережной, 15. Каждый петербуржец знает — здесь стреляли в Данилу Багрова.
Кроме этого, режиссёр сумел также показать мрачную питерскую атмосферу. А саундтрек к фильму буквально «прорубил» новое окно в русский рок, который переживал не самые лучшие времена.
По словам оператора Сергея Астахова, который снял с Балабановым шесть фильмов, прямолинейность, которая была характерна для балабановских картин, иногда проскальзывала и в повседневной жизни. Так, во время создания второго «Брата» в США для съемок удалось найти квартиру у русской семьи. Хозяева уже согласились на сотрудничество, но все перечеркнула одна фраза режиссера.
— И Леша так доброжелательно спрашивает: «А вы давно уже в Америке?» Они говорят, уже 30 лет. И он им: «Ну, говно страна». Мы попрощались, пошли. И не успели спуститься на лифте, как нам сказали, что мы в этой квартире не снимаем, — говорит Астахов.
Апогеем балабановской мрачности стал фильм «Груз 200», вышедший в 2007-м. Львиная доля зрителей не была готова к столь шокирующей изнанке человеческой природы. Более философской и пророческой стала последняя кинолента «Я тоже хочу». Автор сыграл эпизодическую роль самого себя, умирая возле колокольни. Кто-то увидел в этом знак.
По словам музыканта Олега Гаркуши, который сыграл в последнем творении Балабанова, планов на будущее у режиссёра было еще много.
— Перед его смертью, буквально за день, мы встречались на кинофестивале. Он говорил о том, что собирается снимать новый фильм про третий глаз. Уже для меня была готова роль с Ренатой Литвиновой. А на следующий день позвонил Юра Матвеев, и сказал, что Леши не стало, — говорит Гаркуша.
К слову, та самая колокольня счастья в фильме «Я тоже хочу» рухнула на 40-й день после его смерти.