Маршрутки Петербурга обойдутся без бензина и солярки
Комитет по транспорту Петербурга намерен развивать экологически чистые виды общественного транспорта не только в подведомственном ему ГУП «Пассажиравтотранс». В частности, речь может идти о том, чтобы прописать требования по внедрению автобусов на газомоторном топливе или даже электроэнергии в конкурсах на обслуживание городских маршрутов, следует из ответа заместителя главы комитета Валерия Молодца на вопрос 78.ru. Очередные конкурсы должны состояться уже в этом году.
— Мы будем настоятельно рекомендовать. Это рынок. Мы живём в условиях рынка, и на условиях рынка мы можем только рекомендовать, прописать конкурсную документацию, учитывать особенности (подвижного состава — ред.) при подведении итогов конкурсов, — сказал он.
По словам Валерия Молодца, в первую очередь такие требования будут предъявляться для транспорта, работающего в центре города.
— Центр города просто нуждается в экологическом транспорте… Моя позиция как жителя Санкт-Петербурга — чтобы мы шли семимильными шагами в сторону экологического транспорта, — сказал зампред Комитета по транспорту.
По его данным, сейчас в Петербурге работает 470 автобусов на компримированном природном газе (КПГ). Из них 163 принадлежит ГУП «Пассажиравтотранс», остальные — у коммерческих перевозчиков.
Однако, согласно постановлению Правительства РФ, к 2020 году в городах-миллионниках на газовом топливе должно работать не менее 50% общественного транспорта. Сейчас в Петербурге порядка 7 тыс. единиц подвижного состава. В ближайшее время в рамках оптимизации маршрутной сети город намерен оставить 5 тыс. единиц. То есть 2,5 тыс. из них должны потреблять газ.
В парке «Пассажиравтотранса» всего 1,8 тыс. автобусов, и предприятие реализует собственную программу по переводу 50% своего парка на газ к 2023 году. В общем, без «частников» требования федерального правительства не выполнить никак.
Что же касается электробусов (автобусов с электродвигателями), то до сих пор они проходили в Петербурге только опытную эксплуатацию. В прошлом году город провёл конкурс на закупку 10 машин уже для постоянного использования. В Комитете по транспорту ожидают, что они выйдут на маршрут № 128 на Васильевском острове в марте нынешнего года. Коммерческие перевозчики пока такой техники не закупали.
— Мы закупили 10 машин, надо их поэксплуатировать, посмотреть, как они покажут себя в течение года, какие у них будут особенности, и тогда уже будет видно, какие машины, с какими показателями, какие аккумуляторы, какие зарядные станции нужны для хорошей экономичной эксплуатации электробусов, — говорит советник генерального директора ГУП «Пассажиравтотранс» Сергей Маевский.
И газовые, и электрические автобусы не только экологичнее, но и дешевле в эксплуатации, уверены чиновники. Так, «Пассажиравтотрансу» эксплуатация газовых автобусов в прошлом году обошлась на 38% дешевле, чем дизельных. Правда, сами электробусы стоят дороже: город закупил их по 22,5 млн рублей за единицу, в то время, как обычные и газовые машины закупаются по 15 — 18 млн. Вместе с тем, город использует при закупке электробусов федеральную субсидию. Дадут ли её частным перевозчикам — ещё вопрос.
Сергей Маевский отмечает также высокую цену запчастей для газомоторной техники, и дополнительные капитальные затраты по переоборудованию автобусных парков. При этом необходимо соблюдать множество жестких требований.
— Не секрет, что эти нормы были приняты ещё в 80-90-х годах, и они достаточно устаревшие. Если посмотреть на опыт наших коллег в Европе, то требования к газовым машинам, паркам, эксплуатирующим газовые автобусы, достаточно снижены. У нас они достаточно жёсткие. Это приводит к увеличению стоимости реконструкции автотранспортного предприятия, — говорит Сергей Маевский.
Но самая главная проблема — крайне малое число газовых заправок в Петербурге (их правильное название — автомобильные газонаполнительные компрессорные станции или АГНКС). Сейчас в городе всего шесть АГНКС. Автобусам приходится делать лишние «холостые» рейсы до заправок и обратно. Между тем, ещё в 2013 году Петербург заключил соглашение с «Газпромом», по которому последний должен был открыть в городе 25 АГНКС в 2018 году.
Именно отсутствие инфраструктуры называют главной проблемой развития транспорта на КПГ коммерческие перевозчики.
— Например, на севере города нет вообще ни одной метановой заправки. И только это останавливает развитие дальше, — говорит коммерческий директор компании «Питеравто» Максим Кузьмин. — Нужно в первую очередь инфраструктуру развить, а потом уже стимулировать перевозчиков, потому что перевозчики не против, но инфраструктуры недостаточно.
Обсуждать электробусы он пока не готов из-за небольшого запаса хода на одной зарядке.
— Мы готовы их рассмотреть, когда они увеличат запас хода хотя бы до 250 км, — заявляет Максим Кузьмин.
Председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров» Василий Киселёв напоминает, что с 2013 года, когда власти взяли курс на газификацию общественного транспорта, КПГ уже подорожал вдвое.
— Как только будет 50% общественного транспорта реально переведено на газ, то монополист в лице «Газпрома» будет устанавливать такие цены, какие ему заблагорассудится, — полагает он. — Главным условием должно быть объявление 100-процентной стабильной цены газомоторного топлива на ближайшие четверть века. Только тогда можно будет говорить хоть о какой-то экономии.