Водителей могут заставить платить за проезд по КАД
Расположенный в Петербурге Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) в феврале завершит исследование по заказу ФКУ «Дороги России» (структура «Росавтодора»). Оно посвящено обоснованию и подготовке проекта платных выделенных полос на федеральных автодорогах России.
ФКУ заказало исследование по итогам конкурса, состоявшегося в конце прошлого года. Сумма контракта составила 57,76 млн рублей. В конкурсной документации рассказывается, что именно хотят получить чиновники от ученых.
В первую очередь НИПИ ТРТИ должно проанализировать зарубежный опыт. Затем подрядчику предстоит оценить существующие технические средства организации дорожного движения и взимания платы по таким полосам. При этом должны оцениваться юридические аспекты такого шага и его возможные последствия для ситуации на дорогах.
Отдельно просчитываются такие варианты, как введение режима платной эксплуатации для одной полосы только в определенное время суток, а также возможность учета числа пассажиров, находящихся в автомобиле, при определении размера платы за проезд. Наконец, институт должен предложить перечень участков федеральных трасс, на которых могут появиться платные «выделенки».
Петербургскому институту не придется изобретать велосипед. Платные «выделенки» существуют, например, в Израиле и США. Для современной техники не составляет проблемы отследить, кто движется по отдельно взятой полосе и заплатил ли он за проезд. При этом проблема альтернативной бесплатной дороги решается сама собой - на соседней полосе.
После того, как новость о разработке планов по введению платных полос получила широкий резонанс в СМИ, Департамент транспорта Москвы сделал официальное заявление:
— Платные выделенные полосы не будут вводить на Московской кольцевой автодороге (МКАД), эта мера не увеличит пропускную способность трассы.
Однако есть один нюанс. МКАД хоть и считается федеральной трассой, но относится к ведению московской мэрии. А, к примеру, КАД Петербурга числится на балансе структуры Росавтодора (ФКУ «Северо-Запад»). Поэтому на петербургской кольцевой Росавтодор может делать все, что угодно.
— Такие обособления годятся только на дорогах высших технических категорий, то есть там, где по минимуму три полосы движения в одну сторону, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.
КАД под это описание подходит. Кроме того, по три полосы в одну сторону после реконструкции получили Выборгское и Киевское шоссе. Тем не менее, Михаил Блинкин скептически оценивает перспективы введения платных полос на этих дорогах.
— Администрировать нарушения тяжело, доходы невеликие, социальные конфликты неизбежны, — перечисляет эксперт.
Даже за рубежом это не особо приживается, напоминает Михаил Блинкин.
— Сказать, что в 2019 году это популярная мера, которая широко распространена в мире, неверно, хотя обсуждали и пробовали очень много где последние лет 20. Мера известная но она нигде хорошо не прижилась, — объясняет эксперт.
Председатель Автоклуба А24 Денис Шубин считает развитие платных участков дорог несправедливой мерой.
— Скоро, чтобы выехать из двора, надо будет платить, — негодует он. — А за что мы платим транспортный налог? Почему мы платим такие деньги за топливо?