Хостел для гастарбайтеров, реставрация или снос – что ждёт исторические здания Петербурга?
Новая жизнь силовой подстанции
– У моего знакомого было здание на Невском. Он хотел сделать в нём бизнес-центр класса А. Но по факту там получится только бизнес-центр класса С – потому что нет там таких мощностей, удобств. А вообще ему проще всего было бы сделать там хостел для гастарбайтеров с пятиэтажными кроватями – и затраты отобьются через полгода.
Такая история прозвучала из зала во время дискуссии, посвящённой судьбе исторических зданий Петербурга в современном мире. Дискуссия «Как жить во дворце» с участием девелоперов, архитекторов и урбанистов прошла в четверг, 31 января в Петропавловской крепости – и оставила больше вопросов, чем ответов.
Помимо Эрмитажа и Михайловского замка, в Северной столице просто бессчётное количество исторических зданий, памятников, а также строений, находящихся в охранной зоне или являющихся объектами культурного наследия. И далеко не все из них ждёт счастливая судьба. Многие разрушаются и приходят в запустение, не находя инвестора, который мог бы отреставрировать когда-то величественный дворец или промышленное здание в конструктивистском стиле.
Иногда, впрочем, сделать это очень сложно просто с точки зрения функционала конкретного строения. Не каждому историческому зданию в наше время можно найти применение. Об одном из таких «сложных случаев» рассказал архитектор, директор архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов.
В 2018 году «Литейная часть» Даянова реализовала два крайне непростых проекта. Один из них – проект комплексной реставрации силовой подстанции фабрики «Красное Знамя» на Пионерской улице. Огромное промышленное здание было построено в 1925 году по проекту немецкого инженера Эрика Мендельсона.
Случай оказался сложным. Как отметил архитектор, в помещении изначально не предполагались ни отопление, ни комплексное оснащение электричеством – ведь люди там не должны были находиться в принципе, за исключением буквально нескольких работников. Высокие потолки, огромные окна, обилие стекла и бетона… Сегодня к этому всему добавляются большие сложности в приспособлении здания хоть к какой-то эксплуатации.
Рафаэль Даянов отметил, что после реставрации корпус силовой подстанции выглядит лучше, чем даже в первые годы своей «жизни» – ведь тогда это было промышленное здание, а теперь ему предстоит новая жизнь. Вот только какая?
Аренда в творческом пространстве стоит значительно дороже, чем в среднем по рынку. Но место процветает. Здесь нередко устраиваются бесплатные мероприятия, выставки, за которые художники или фотографы не платят арендную плату. Всё это нужно для привлечения людей, которые идут не просто на какое-то событие, а в конкретное пространство, ставшее уже, по сути, культовым.
Креативные кластеры привлекают молодёжь (и не только) по всему миру. Но нигде в мире нет такого объёма прекрасно сохранившегося исторического и культурного наследия, как в Петербурге. Вот только это – «история не о деньгах». А об имидже и высоком культурном статусе Северной столицы.