Празднование Нового года в кругу коллег за последнее десятилетие стало неотъемлемой частью корпоративной культуры для тысяч петербургских работников. Корпоратив нередко воспринимался как «визитная карточка» компании — ведь чем он пафоснее, тем больше денег организация готова «прогулять». Но так было пока экономика росла и «шальные деньги» добывались относительно легко.
— Например, в 2007 году с каким размахом люди праздновали, и какие на это были деньги! — вспоминает директор по развитию кейтеринговой компании «Карт бланш» Анна Сахарова. — Сейчас абсолютно другая тенденция — на снижение среднего чека. С 2014 года это началось, когда «зарезали» маркетинговые бюджеты.
Продолжается эта тенденция и сейчас. В этом году средний бюджет мероприятия сократился, примерно, на 100 тыс. рублей.
— Люди начинают считать деньги и в большинстве своем не готовы раскошеливаться, — говорит Анна Сахарова.
Заказчики корпоративов экономят в этом году, как минимум 15 — 20%, несмотря на подорожание продуктов за год на 10%, соглашается генеральный директор Constanta Catering Константин Яковлев.
— Экономия очень сильная у компаний, начиная от программ и заканчивая питанием, — признает он.
Также Константин Яковлев отмечает, что многие заказчики променяли пафосные места (дворцы, специализированные площадки) с заказом кейтеринга на обычные рестораны. Так дешевле. Многие выбирают лофты вместо дворцов, добавляют другие организаторы корпоративов.
— В этом году заметно больше сборных корпоративов, когда участвует пять — шесть компаний в одном ресторане, — говорит генеральный директор компании «Артекс» Юлия Локтева.
Еще один пример экономии приводит директор ивэнт-агентства «НД.Про» Наталья Дорогая. Развлекательную программу компании стали готовить своими силами.
— Люди готовит некие капустники. Очень много людей в компаниях какие-то таланты имеют. Люди стали брать микрофон, люди стали хотеть для своих коллег выступить. Нет задачи пригласить какую-то звезду за много миллионов, лучше сделать что-то собственными силами, — объясняет Наталья Дорогая.
Наконец, еще ряд компаний вообще отменили новогодние корпоративы.
— Есть компании, которые говорят: мы не будем проводить корпоратив, лучше раздадим премии, — признает Наталья Дорогая.
К примеру, по данным 78.ru, одна из крупных сырьевых компаний второй год не проводит корпоративы для линейного персонала. Гуляет только топ-менеджмент.
Крупная торговая сеть недавно собрала на банкет более тысячи директоров своих магазинов на банкет. При этом, меню обошлось в 2500 рублей на человека, хотя еще год назад оно стоило 4200 рублей, рассказал 78.ru организатор мероприятия.
Блеск против нищеты
Однако есть и исключения. Дороже, чем год назад, отпраздновал Новый год крупный холдинг, занимающийся торговлей алкоголем.
— Отмечали в несколько этапов (компания большая) на собственной площадке. Вечеринка была в концепции караоке-батл — команды сотрудников соревновались в вокальных данных, а каверзные ведущие усложняли исполнение песен дополнительными заданиями, — рассказал сотрудник компании.
По-прежнему на широкую ногу празднуют строители и банкиры. У компании «Артекс», занимающейся организацией праздников, средний чек, несмотря на общую тенденцию, вырос на 10 — 20%, утверждает Юлия Локтева. По ее словам, у таких клиентов пользуются спросом мероприятия в формате «удиви меня» — квесты, командообразующие игры. К примеру, новогодний квест проходила команда крупного портала, посвященного развлечениям в Петербурге. До сих пор пользуются спросом и эксклюзивные предложения.
— Например, привезти тигра Запашного из Москвы, чтобы, когда заходит руководство, оно зашло с тигром, — говорит Юлия Локтева.
Вместе с тем, она признает, что общее число заявок на организацию корпоративов в ее компании упало примерно на 20%.
Что нового?
Из новых тенденций Анна Сахарова отмечает новогодние фуршеты. Пока что их немного, но мода идет из Москвы и скоро она захватит Петербург, уверена Анна.
— Принципиальное отличие от прошлого года — очень много мероприятий, где либо мало алкоголя, либо его нет совсем, — делится своими наблюдениями Юлия Локтева.
Корпоративы стали «душевнее», считает Наталья Дорогая.
— Люди хотят верить в добро. Поэтому главный запрос — это сплочение, дух оптимизма. Больше слов, больше пожеланий говорят друг другу. Больше благодарности руководству за то, что оно принимает все-таки решение праздновать, — объясняет она.