Воздушные замки и ущерб на миллиарды: что не так с инвестиционной политикой эпохи Бабюк
Минус деревья, минус налоги
С приходом Александра Беглова все чаще появляются слухи о возможной отставке главы комитета по инвестициям Ирины Бабюк. Претензий к инвестиционной политике Смольного последних лет накопилось столько, что хватит на пять отставок. Контрольно-счетная палата выявляла в комитете нарушения на сотни миллионов рублей, депутаты говорили о многомиллиардном ущербе от деятельности чиновницы. Но все это не мешало ей годами выходить сухой из воды – свое кресло Ирина Бабюк бессменно занимает с октября 2012-го.
В последние недели в Северной столице развернулась битва за парки и скверы. Под угрозой долгое время находились деревья в устье Смоленки и парке Интернационалистов. В обоих случаях речь идет о «стратегических инвестиционных проектах» Петербурга. Рядом со Смоленкой обещали построить апарт-отели, а в парке Интернационалистов – океанариум. Под этим предлогом ООО «Новые территории Девелопмент» и ООО «Оптима» должны были получить существенные налоговые льготы.
Долгое время активисты экологических организаций безуспешно доказывали чиновникам, что в Василеостровском и Фрунзенском районах с зеленью и без того не ахти. У депутатов же возникли вопросы и к «стратегическому» статусу. Он предполагает, что инвестор каким-то образом преобразит жизнь в городе. Но, по их мнению, несмотря на громкие названия, в первом случае речь шла о банальной жилой застройке, а во втором – об очередном торгово-развлекательном центре, где океанариум займет лишь небольшой участок.
Подобные «инвестиционные стратегии» давно никого не удивляют. При этом Бабюк пользовалась безграничной поддержкой Георгия Полтавченко. Вполне вероятно, ее ведомство и готовило ответы губернатора на многочисленные запросы, в которых доказывалось, что «океанариум» принесет городу больше пользы, чем зелень. Ситуация изменилась лишь после недавней смены парадигм в Смольном.
На недавнем заседании правительства советник Александра Беглова Евгений Елин отметил, что темпы роста городской экономики опережают рост бюджетных доходов. По словам Елина, это указывает на слишком либеральную налоговую политику. Скидки на ТРЦ и застройку Смоленки как нельзя лучше иллюстрируют этот тезис.
К счастью, обоим проектам в их нынешнем виде теперь все-таки зажгли красный свет. А после того, как депутаты проголосовали за включение обоих спорных участков в перечень зеленых насаждений, вопрос можно считать закрытым.
Концессионная кабала
Чего не скажешь о других начинаниях комитета по инвестициям. Один только договор с инвестором Западного скоростного диаметра обойдется бюджету в 2019 году в 3,6 млрд рублей. Эти средства перечислят оператору – ООО «Магистрали Северной столицы». Речь идет о компенсации недополученной прибыли. Объясняется это тем, что горожане якобы недостаточно активно пользуются новой дорогой. Ранее чиновники обещали, что уже к 2020 году проект выйдет на самоокупаемость, а впоследствии и вовсе начнет приносить прибыль в казну.
В реальности все выглядит несколько иначе. Смольный умудрился заключить договор, по которому компенсирует инвестору недополученную прибыль, если она оказывается ниже 9,6 млрд рублей. Соответственно, предполагается, что в 2019 году проект будет окупаться лишь чуть более, чем наполовину. Если же проследить динамику на протяжении нескольких последних лет, то на окупаемость магистраль выйдет еще очень нескоро. Попытаться решить вопрос можно разве что радикальным повышением тарифов для автомобилистов, но и эта непопулярная мера вряд ли поможет – многие предпочтут подождать лишние полчаса в пробке.
Проект частной трамвайной сети в Красногвардейском районе под брендом «Чижик» имеет те же проблемы – за помощь в совершенствовании городской инфраструктуры чиновники обещали обеспечивать инвестору своими субсидиями гарантированную прибыль в течение 30 лет. Форма ГЧП выступает в качестве альтернативы привычной конструкции госзакупок. Но по факту в Петербурге почему-то оказывается куда бменее прозрачной и контролируемой. Комитет по инвестициям отказывается разглашать детали соглашений. При том что их реализация раз за разом оборачивается крупными скандалами. Например, в 2017 году концессионер, получив от города аванс, решил заменить одну технологию укладки рельсов на другую – более дешевую, а заодно и сэкономить. Весьма легкомысленно компания отнеслась и к соблюдению сроков по реализации проекта. Но самое главное – выгода для города от этого соглашения многим кажется весьма сомнительной.
К слову, на заседании бюджетно-финансового комитета городского парламента в этом году депутаты при обсуждении проекта бюджета подняли Ирину Бабюк на смех. Оказалось, что в очередной раз почти весь бюджет комитета уйдет на выплату компенсации инвестору. «То есть, вы ничего не делаете, только компенсации платите», - сострил один из членов комитета.
Миллиарды за воздушные замки
Но еще больше в комитете по инвестициям любят строить воздушные замки. Ярким примером чего является история с предоставлением городских памятников в аренду частным инвесторам за рубль в год, которую активно продвигал вице-губернатор Игорь Албин. В обмен компании должны взять на себя обязательства по реставрации. Как неоднократно отмечали критики соответствующего проекта, проконтролировать действия компаний при таком раскладе будет крайне сложно, и история может обернуться утратой исторических зданий. По словам Алексея Ковалева, куда разумнее было бы компенсировать инвесторам уже потраченные на ремонт средства. Но ведь такой более взвешенный подход резко уменьшит интерес к подобной форме сотрудничества, а значит и шумного отчета о бурной деятельности не получится.
Еще интереснее дела обстоят с проектами, которые реализовать пока не удалось – новый зоопарк, реконструкция Апраксина двора, Орловский тоннель, аэроэкспресс до Пулково, трамвайная сеть от «Кировского завода» до Петергофа. Как неоднократно отмечалось, проблемы с поиском инвесторов на такие потенциально привлекательные начинания возникли во многом из-за плохой проработки проектов и документации к ним. При этом город неоднократно выделял на эти цели средства из бюджета. Фактически они ушли в никуда, так как некоторые из проектов уже точно канули в Лету, а некоторые все равно нуждаются в корректировке.
В 2015 году Контрольно-счетная палата провела проверку и выяснила, что только за 2012-2014 годы и только на проекты Орловского тоннеля и аэроэкспресса город впустую потратил 1,6 млрд рублей. В первом случае пришлось компенсировать затраты инвестору, во втором случае речь идет о проектировании. Проектировали-проектировали, но ничего так и не выпроектировали, а миллиард куда-то ушел. Отсюда становится понятным, о каком порядке убытков можно говорить за шесть лет и по итогам всех проектов.
Кажется, настала пора провести в этой истории красную черту. Тем более что в тучные 2012-2014-е бюджет принимался с профицитом, но в последние годы финансовая политика Михаила Мокрецова завела город в долговую яму. Судя по всему, проекты Бабюк этому только поспособствовали.