ВСД: дорога вопросов
На днях проект Восточного скоростного диаметра (ВСД) обсуждался на уровне глав Петербурга и Ленобласти. Врио губернатора Северной столицы Александр Беглов при этом заявил, что его реализацию необходимо ускорить, а глава соседнего региона Александр Дрозденко подтвердил заинтересованность Ленобласти в этом проекте. По итогам обсуждения было решено создать рабочую группу, которую возглавят главы двух регионов и в которую войдет представитель инвестора — банка ВТБ.
Это действительно важная веха, так как новая скоростная трасса пройдет по территории двух субъектов РФ и необходимо, чтобы все возникающие вопросы решались синхронно.
История вопроса
Как и многие другие транспортные объекты города, ВСД в том или ином виде был предусмотрен еще в советских генпланах. В 2012 году, не дожидаясь окончания строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на проектирование первой очереди ВСД. Однако вскоре он был отменен из-за нехватки финансирования.
В очередной раз активность по проекту началась в 2016 году. Состоялся конкурс на разработку градостроительного обоснования строительства трассы. А в 2017 году городские власти подписали соглашение о намерениях с банком ВТБ, который выразил готовность финансировать проект.
Как водится, предполагаемые сроки реализации проекта несколько раз сдвигались. Так, в 2016 году губернатор Георгий Полтавченко говорил, что строительство может начаться в 2018 году и завершиться в 2021-м. Текущий план предусматривает проведение строительных работ с 2019 по 2024 год.
Менялась и цена проекта. Сначала в Смольном называли цифру 110 млрд рублей, потом 150 млрд рублей, потом 160 млрд. Недавно в СМИ появилась цифра 182 млрд рублей, но официально она не подтверждалась.
В 2018 году начались работы по проектированию ВСД, а также прошли общественные слушания в нескольких районах. Они показали, что у петербуржцев к проекту есть много вопросов.
Первый блин комом
На самом деле, нет единого мнения о том, нужны ли Петербургу такие скоростные трассы в принципе. Загрузка ЗСД (около 300 тыс. автомобилей в сутки) говорит о том, что они востребованы водителями, даже несмотря на то, что за проезд приходится платить. Также в пример приводятся европейские магистрали — автобан А-1 в Берлине или объездная дорога через исторический центр города в Генуе. Считается, что такие трассы выводят автотранспорт из центра города.
Противники скоростных диаметров указывают на то, что как выводят, так и приводят. То есть, если у человека появляется возможность быстро приехать на работу на машине, то у него меньше стимулов пересаживаться на общественный транспорт. Между тем, опять же, европейский опыт говорит о необходимости сокращения частного автотранспорта в городах. Собственно, и в концепции развития транспортной системы Петербурга говорится о приоритете общественного транспорта.
Еще целый ряд вопросов к проекту задал опыт ЗСД. Несмотря на то, что трассу прокладывали преимущественно по промзонам, в нескольких местах дорога все же задела жилые кварталы. Их жители сначала несколько лет фактически жили на стройке, которая периодически велась в нарушение закона и днем и ночью. А теперь точно также они круглосуточно слушают рев проносящихся по дороге с высокой скоростью машин. Построенный рядом с ЗСД детский сад не смогли открыть из-за превышения уровня шума.
При строительстве Западного диаметра пришлось сносить несколько тысяч частных гаражей.
Скандал вызвала схема финансирования объекта. Выяснилось, что город доплачивает частной компании за эксплуатацию платной дороги по несколько миллиардов рублей в год. Представить концессионный договор общественности чиновники отказались, сославшись на его конфиденциальность. Кстати, инвестором ЗСД тоже выступал ВТБ.
Маршрут противоречий
Столкнулся со скандальными ситуациями уже и сам ВСД. Первыми забили тревогу жители крупного жилого комплекса «Ладожский парк», увидев опубликованную в СМИ схему прохождения новой трассы. Оказалось, что она проходит аккурат у них под окнами. Возмущенные голоса жителей были услышаны, и схему изменили, «отодвинув» дорогу от жилых домов.
Затем забеспокоились жители Невского района. Дорога затрагивает сад им. 30-летия Октября, в котором расположены гимназия и спорткомплекс. Люди боятся, что тихое место отдыха превратится в грохочущий ад. И пока что внятного ответа на свои опасения они не получили.
Градозащитников беспокоит мост через Неву около Финляндского железнодорожного моста. Это охранная зона и как впишется в нее мост, неясно. В качестве альтернативы рассматривается тоннель под Невой, но он дороже.
На пути ВСД также расположены крупные гаражные массивы. Автовладельцы вряд ли обрадуются, когда их «попросят на выход». Кроме того, в зону строительства опадают около сотни промышленных зданий.
Наконец, есть чисто технические трудности. Например, до сих пор не очень понятно, как вести трассу рядом с Исправительной колонией №7.
Впрочем, технические трудности решаемы, были бы деньги. Гораздо сложнее найти баланс интересов жителей, автомобилистов, бизнеса и власти.