Торговый центр вместо вокзала: группа ушлых инвесторов обманула Петербург в очередной раз
Около станции метро «Парнас» недавно открылся торговый центр «Парнас-Сити». Едва ли это событие можно назвать выдающимся, если бы не одно но. Открыться должен был автобусный вокзал с торговыми площадями.
Автобусная станция существует на Парнасе уже давно. Около неё расположен неказистый «вагончик» с кассой и небольшим залом ожидания. Петербургские чиновники любят рассуждать о развитии транспортной инфраструктуры. Они регулярно показывают журналистам красивые презентации с современными транспортно-пересадочными узлами, где пассажиры в комфортных условиях смогут дождаться своего автобуса. Один из таких узлов должен был появиться и на Парнасе.
Торговля побеждает транспорт
Проект многофункционального комплекса у станции «Парнас» Градостроительный совет Петербурга одобрил в 2008 году. Он включал в себя здание автовокзала вместимостью 2000 человек, перрон на 20 автобусов, перехватывающую парковку на 1000 машиномест. При этом инвестор получал возможность построить около 300 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Объём инвестиций оценивался в 150 млн долларов. Вложить их обещало ООО «Сидней», получившее участок от города площадью 10 Га.
В 2014 году проект вышел на публичные слушания. Оказалось, что он сильно «измельчал». Вместо многофункционального комплекса предлагалось строить несколько отдельных сооружений. Одним из них должен был стать двухэтажный автовокзал с перронами.
В итоге около «Парнаса» красуется новенький торговый центр. Инвестор зарабатывает деньги в проходном месте без всяких «социальных нагрузок». И похоже, для чиновников это не стало неожиданностью. Например, комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) ещё в 2017 году включил проектирование подъездной дороги к автовокзалу «Парнас» в план работы на… 2019 год.
Получить официальную информацию о столь явном инвестиционном конфузе 78.ru не удалось. В КРТИ заявили, что их роль в проекте ограничивается строительством вышеупомянутой дороги и переадресовали вопрос в комитет по транспорту. Комитет по транспорту действительно курировал этот проект. Автовокзал на Парнасе фигурировал в презентациях комитета и был предметом его гордости (первый в городе автовокзал за счёт инвестора!). Но теперь комитет по транспорту советует обращаться в комитет по инвестициям. В последнем в течение нескольких дней не смогли предоставить комментарий. Контактов ООО «Сидней» в открытом доступе нет.
История успеха
Между тем, инвесторы, столь удачно для себя реализовавшие данный проект, должны быть хорошо известны в Смольном. Их следы без труда находятся в грандиозной афере 10-летней давности.
В 2008 году Смольный предоставил пять участков компании «Скит» под строительство многоэтажных паркингов. Участки были заняты гаражами. Инвестор должен был решить все имущественные вопросы с их владельцами и он это делал — просто выкинув людей на улицу и сломав около 2600 гаражей. Участки были зачищены, а на их месте появились странные сооружения — небольшие двухярусные коробки без стен с въездным пандусом на второй ярус. Чисто формально их можно было оформить как многоэтажные паркинги, фактически же это была карикатура на них.
Одновременно с этим участки начали переуступаться разным компаниям, которые стали оформлять их в собственность. Основанием для этого стали возведённые объекты капитального строительства — те самые карикатурные «паркинги».
Городские чиновники оспорили эти действия в суде, но на одном из участков ушлые инвесторы всё-таки добились своего и построили торговый центр — ТЦ «Дунай». Люди, стоящие за этой историей успеха, как раз и являются совладельцами и ООО «Сидней».
Автобусный тупик
Нынешний автобусный вокзал в Парнасе транспортный аналитик Владимир Валдин считает пародией.
— Сейчас все машины (автобусы — ред.) отстаиваются фактически на проезжей части, а это неправильно. Должна быть площадка, откуда бы они отправлялись, чтобы они там могли нормально подождать людей, — говорит он.
Перспективный автобусный вокзал должен был не только обслуживать существующие рейсы на север Ленобласти и в Карелию. На него планировали переключить автобусы в Финляндию, которые сейчас отправляются из центра города, загромождая улично-дорожную сеть на Лиговском проспекте.
Правда, в Ленобласти существует конкурирующий проект — транспортно-пересадочный узел «Девяткино». Но с ним пока складывается не очень хорошо. Инвестор построил там автобусный вокзал, но, как выяснилось, незаконно. И теперь по решению суда его необходимо снести.