Легенды индастриала Laibach: «Искусство должно бороться с государством»

10 окт, 19:10
Алиса Мун
Провокаторы с почти 40-летней историей, прародители Rammstein и одни из самых известных исполнителей в стиле индастриал рассказали 78.ru об отношении к России, блокаде Ленинграда, государству, новом альбоме и особенностях творчества.
Фото: globallookpress.com/ Krzysztof Zatycki

Основанная в 1980 году югославская группа Laibach с самого начала заявила о себе как о мощном провокаторе — их первым проектом в тоталитарной стране стал перфоманс «Красный квартал», который запретили ещё до открытия, как и сам коллектив — выступить в Югославии свободно они смогли лишь два года спустя. До этого были концерты не под своим именем и альбомы без названия группы, но с узнаваемым чёрным крестом Малевича, который Laibach сделали своим символом.

Группа также любила милитаристскую, а порой и нацистскую символику, за что часто подвергалась критике, которой, впрочем, не особо боялась. Уникальность Laibach хорошо стала понятна всему миру в 2015 году, когда они стали первым западным коллективом, давшим концерт в Северной Корее.

Вместе с другими группами они основали государство NSK — свободную от политики структуру. Также Laibach постоянно сотрудничают с театрами и художниками, создавая для них музыкальное сопровождение. Их последний альбом, который они привезли в Россию — Also Sprach Zarathustra — стал саундтреком к словенскому одноименному спектаклю.

— Вы не были в России с 2013 года. Говорили, что вам не давали выступать из-за недовольства вашим творчеством Русской Православной церковью. Что изменилось сейчас, почему вы всё же смогли приехать?

— Я не знаю. Мы пытались приехать раньше, общались с агентами и друзьями. Но, оказалось, мы попали в какой-то чёрный список от РПЦ по непонятной нам причине. Мы никогда ничего не имели против русской церкви. Однако, сейчас, видимо, что-то изменилось, потому что нас пригласили снова.

— Вы утверждаете, что приезжаете туда, куда вас пригласят. А есть ли места и страны, куда бы вы не поехали, даже если бы вас позвали?

— Мы делали концерты в максимально невозможных ситуациях, в России в том числе. Например, наш сибирский тур, он проходил в очень сложное время, 1996—1997 годы. Мы не поддерживаем культурный бойкот и можем выступать везде.

— Считаете ли вы, что ваша музыка помогает решить какие-то проблемы в тех странах, где вы выступаете?

— Мы верим, что наше творчество и наши выступления в чём-то изменили общество. Это как эффект бабочки — то, что ты делаешь в одном месте, отзовётся в другом. Какой эффект будет, мы не знаем. Кто-то, например, говорит, что мы имеем огромное влияние и даже обвиняет нас в распаде Югославии.
Другое по теме