Покупайте, а то хуже будет! Торговым сетям запрещают возврат товаров

9 окт, 18:10
Александр Лобановский
Российские власти готовят революцию в сфере розничной торговли. Торговым сетям хотят запретить возвращать непроданные товары обратно поставщикам. Сети сопротивляются, пугая ростом цен и дефицитом товаров.
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

В ближайшее время Госдума планирует провести парламентские слушания, посвящённые очередной реформе в розничной торговле. Речь идёт об инициативе, вызвавшей большой резонанс в профессиональном сообществе и способной привести к настоящей революции на рынке.

Ещё в январе в Госдуму был внесён законопроект, разработанный группой депутатов от «Единой России». Первое чтение прошло в июле, но в публичную сферу дискуссия вылилась лишь сейчас. Видимо, отчаявшись добиться понимания от депутатов, торговые сети решили апеллировать к общественному мнению, пугая обывателя дефицитом товаров и ростом цен.

Сами испекли, сами ешьте

Предложенный депутатами законопроект запрещает в договорах между торговыми сетями и поставщиками продукции прописывать условие о возврате непроданного товара. Такая практика распространена, с её помощью торговые сети страхуются от необходимости списывать непроданный и просроченный товар. Однако в убытке в случае возврата оказываются поставщики.

Оценки того, как часто сети возвращают продукты, сильно отличаются. Так, авторы законопроекта пишут, что по отдельным хлебопекарным предприятиям в регионах возврат доходит до 50% от всей поставки, по мясной продукции — до 30%.

Фото: pxhere.com
— Такая практика причиняет существенный ущерб отечественным производителям. По самым осторожным подсчётам, в частности, хлебопекарные предприятия из года в год вынуждены терять вследствие таких возвратов миллиарды рублей. Фактически уничтожается в среднем около 3 млн тонн высококачественной пшеницы и ржи ежегодно, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Депутаты уверены, что именно из-за этого продукты питания стоят в магазинах так дорого. Причём именно отечественные продукты, так как зарубежные поставщики на такие условия не идут.

Но глава комитета по торговле Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Ольга Волкова (представляет интересы торговых сетей) утверждает, что в Северной столице возвраты не превышают 1% и рассуждает о пользе такого рода соглашений.

— Хлебопеки Санкт-Петербурга смогли договориться с торговыми сетями об отмене возвратов, — рассказывает она. — Но в результате производители получили снижение объемов заказов. Не все предприятия обладают достаточной экономической силой, чтобы остаться на полке. Некоторые предприятия не могут работать без возвратов.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Ольга Волкова говорит, что в качестве компромиссной меры рассматривается вариант запрета возврата только скоропортящихся товаров. Но и в этом случае она видит риски для потребителей.

— Эксперты прогнозируют, что сами производители будут стремиться больше продвигать товары с длительным сроком хранения, а значит, с добавками, консервантами и т.д. Тогда как мы сейчас наблюдаем на потребительском рынке интерес к здоровым продуктам, а значит — с короткими сроками хранения, — рассказывает Ольга Волкова.

Наконец, торговые сети, по её словам, потеряют интерес к выводу на рынок новых продуктов и брендов, поскольку риск не продать такой товар гораздо выше.

Конкуренция поможет?

Баланс интересов торговых сетей и поставщиков продукции законодатели ищут уже порядка 15 лет, с тех пор как сетевая торговля фактически монополизировала розницу. Поставщики всё время жалуются на то, что сети диктуют им невыгодные условия сотрудничества. Сети отвечают, что работают в условиях конкуренции и борются за покупателя.

 Фото: globallookpress.com  Aleksey Bychkov
Фото: globallookpress.com/ Aleksey Bychkov

Директор Центра исследования рыночной среды Дмитрий Даугавет считает, что писать отдельный закон для каждой возможной формы договора сетей и поставщиков бессмысленно. Вместо этого надо разбираться с самой ситуацией монополизма.

— Если у нас торговые сети обладают такой рыночной властью, что они могут что-то диктовать поставщикам, то надо разбираться с этой рыночной властью, а не с конкретными мелочами — что и как они поставщикам диктуют. Если сеть занимает доминирующее положение, значит надо его доказывать и трактовать как злоупотребление доминирующим положением на рынке, — говорит Дмитрий Дауговет.

По его словам, злоупотребления можно победить развитием конкуренции.

— А у нас малый торговый бизнес гнобят, средний бизнес из малого в результате не вырастает, и начинается господство торговых сетей. И у поставщика нет других каналов сбыта, начинается монополизм этих торговых сетей, — сетует эксперт.
Другое по теме