Метод режиссёра Звягинцева: «Зритель сам должен сделать моральный выбор»

9 окт, 17:10
Елена Кобзева
«Фильм «Нелюбовь» — о нечувствии зрителя, который недоволен отсутствием положительного героя», — заявил режиссёр на встрече с петербуржцами. Почему картины Звягинцева — не для инфантильных, и в чём суть его метода, он рассказал лично.
Андрей Звягинцев/ Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

Секреты «идеального попадания в образ»

Андрей Звягинцев — из тех режиссёров, с которыми зритель может пообщаться на короткой ноге, душевно и не чувствуя лишнего пафоса. В начале октября автор «Нелюбви» и «Левиафана» приехал в Петербург, чтобы встретиться с поклонниками своего творчества в кинотеатре «Родина». Режиссёр ответил на все вопросы, которые накопились у петербуржцев с момента его последнего визита в Северную столицу.

Встречи именитого режиссёра со зрителями прошли 5 и 6 октября в рамках спецпоказов фильмов «Елена» и «Левиафан». В пятницу, сразу после вечернего сеанса, около 22 часов автор картины вышел к публике — и остался на сцене до глубокой ночи. Отвечая на вопросы своих поклонников (и не только), Звягинцев рассказал, в чём состоит его личный метод и как он находит актёров, идеально подходящих на роли в его фильмах.

Надежда Маркина — актриса, исполнившая главную роль в фильме «Елена» — смотрится в картине невероятно органично. Как отметила кинокритик Виктория Смирнова, выступавшая модератором дискуссии, выбор Маркиной на роль Елены — пример «уникального попадания в образ».

Андрей Звягинцев и Надежда Маркина/ Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Режиссёр поделился секретами поиска «нужного человека на роль»:

— В каждой новой картине мы пытаемся выйти на новый масштаб поиска актёра. Начиная с «Возвращения». Но там была предельно простая задача — найти одного актёра 42-43 лет, мужчину, у которого могут быть дети 14 лет, но никому не ведомого. И тут я вспомнил Лавроненко. До этого я видел его всего один раз — в театре.
Константин Лавроненко в кадре из фильма «Возращение»  Фото: vk.com azvyagintsev
Константин Лавроненко в кадре из фильма «Возращение"/ Фото: vk.com/azvyagintsev

Несмотря на мимолётное впечатление, Лавроненко идеально подошёл на роль «блудного отца». Точно такая же история, поделился Андрей Звягинцев, произошла и с «Еленой».

— Впервые я увидел Надежду Маркину в театре на Малой Бронной, — вспомнил режиссёр. — Она очень запала мне в память своей статью. Тогда она играла одну из сестёр в спектакле «Король Лир».

Именно за «особую стать» Звягинцев и выбрал актрису:

— Крепкая, сильная русская женщина — такая «тамбовская». Она, действительно, кстати, из Тамбова, — отметил режиссёр. — Но стоит развернуть её в профиль, и в профиле этом начинает струиться какая-то очень благородная стать. В ней есть нечто величественное, достоинство и простота. Женщина, которая укутает мужчину своей простотой и лаской. Это и сыграло определяющую роль.
Надежда Маркина  Фото: globallookpress.com  Russian Look
Надежда Маркина/ Фото: globallookpress.com/ Russian Look

Интересно, что во время поиска и отбора актёров Андрей Звягинцев помнил о Маркиной — но решил не навязывать своё предложение директору по кастингу и держал свои мысли об этой актрисе втайне. Однако, в итоге, он всё же рассказал специалисту о кандидатуре «статной актрисы с Малой Бронной» — и не прогадал.

— Мы пригласили, её, она пришла — и тут же всё было решено, — вспоминает автор «Елены».

Надежда Маркина подошла на роль сразу и идеально. Правда, у Звягинцева были сомнения — ведь в 2009 году, когда начались съёмки фильма, Маркина была значительно моложе своей героини. Елена получала в банке пенсию и боролась за внука, которому пришла пора идти в армию, в то время как Надежде едва исполнилось 50. Однако в свою роль актриса вписалась прекрасно — несмотря ни на что.

— Выбор Маркиной определила не только её внешность, но и нечто внутренне — она была очень реалистична, — вспоминает режиссёр. — Она была просто блестяща, точна и тонка как актриса.

На каждый новый фильм Андрей Звягинцев, по его признанию, пытается найти максимально «свежего», не знакомого публике актёра. Чтобы старые роли, устоявшееся амплуа не мешали восприятию цельной картины, нарисованной автором. Но если не получается — приходится идти к уже знакомым и проверенным актёрам, признался режиссёр.

Фото: globallookpress.com  Ekaterina Tsvetkova
Фото: globallookpress.com/ Ekaterina Tsvetkova

О «Левиафане» как больном ребёнке и «нечувствии» зрителей «Нелюбви»

Звягинцев — единственный режиссёр в постсоветской России, получивший за своё творение премию «Золотой глобус». В 2015 награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получил его «Левиафан». Как признался режиссёр, именно «Левиафан» до сих пор является для него самой важной работой.

— «Левиафан» — как больной ребёнок, дорогой сердцу, — поделился Звягинцев с петербуржцами.

Реакция общественности на эту картину серьёзно задела творца:

— После «Левиафана» тряхнуло сильно. В самом начале, когда мы создавали картину, мы понимали, что касаемся какой-то тонкой и трепетной материи. Понимали, что реакция будет сильной. Что будет какой-то раскол. Но такой реакции не могли вообразить. «Левиафан» для меня очень важная картина, сердечная.

Главная цель этой работы режиссёра — показать человека в условиях ужаса и кошмара войны.

— Пафос этого замысла в том, что в войне нет ничего героического. Война — это ад, кошмар и смерть. Жуткая, без разбора смерть. Я не говорю о подвигах, я говорю о том, что героизировать войну не нужно. Война — это страшно.
Другое по теме